Ущемление прав многодетных семей

Языки

Вы здесь

В рамках проекта СРОО «Севастопольские мамы» по оказанию бесплатных юридических консультаций населению был обнаружен весьма неприятный момент, связанный с мерами социальной поддержки многодетных семей в городе Севастополе.

Начнем с основ.

Какая семья считается многодетной?

Четкий ответ указан в Законе города Севастополя от 26 декабря 2014 года № 98-ЗС "О социальной поддержке многодетных семей в городе Севастополе".

Так, в статье 2 указанного Закона указано, что многодетная семья – это семья (лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо мать или отец, не состоящие в зарегистрированном браке), в которой воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), пасынков и (или) падчериц, а также обучающихся по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Таким образом, многодетной семья будет считаться и в случае достижения старшим ребенком совершеннолетия, но при условии обучения такого лица по очной форме обучения. Никакого разделения таких обучающихся по принципу получения образования на бюджетной или коммерческой основе указанный Закон не содержит, главное требование – очная форма обучения. При соблюдении такого требования статус такой семьи, как многодетной, а также оказываемые меры социальной поддержки, сохраняются.

Логика такой формулировки Закона проста и ясна. Студент, обучающийся по очной форме обучения, большую часть времени посвящает учебе, посещая лекции и практические занятия, и поэтому, даже достигнув совершеннолетия, продолжает находится на обеспечении у своих родителей. Такое обеспечение может включать и весьма существенные затраты на оплату самой учебы, если ребенок обучается на коммерческой основе.

К мерам социальной поддержки многодетных семей, предоставляемым городом, относится, в частности: ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Данная мера призвана поддержать материально семью, которая решилась на рождение третьего (четвертого, пятого и т.д.) ребенка в период, когда такая семья максимально нуждается в финансовой поддержке – до достижения таким ребенком 3 лет.

Однако, в соответствии с Указом Губернатора города Севастополя от 30.12.2014 № 88 «О ежемесячной денежной выплате при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» и постановлением Правительства Севастополя от 31.12.2014 № 711 об утверждении Порядка предоставления такой выплаты правом на данную выплату обладают не все многодетные семьи, поскольку она положена лишь тем, у кого старший ребенок обучается по очной форме обучения на бюджетной основе.

То есть, по логике Правительства Севастополя, если старший ребенок в многодетной семье обучается очно и на бюджете, то и пособие на младшего ребенка будет выплачиваться. А если родители самостоятельно оплачивают очное обучение старшего ребенка, то им не положена и финансовая поддержка на младшего ребенка.

СРОО «Севастопольские мамы» считают, что действующая редакция вышеперечисленных нормативно-правовых актов исполнительной власти города ущемляет права многодетных семей на предоставление мер социальной поддержки таким семьям, в частности: на получение ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Во-первых, указанные нормативно-правовые акты исполнительной власти города, являются подзаконными, то есть не должны противоречить положениям Закона № 98-ЗС, согласно которому многодетной семья считаться таковой и в случае достижения старшим ребенком совершеннолетия, но при одном условии - обучение такого лица по очной форме обучения и точка.

Необходимость привести исполнительным органам государственной власти города Севастополя свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом № 98-ЗС, прямо предусмотрена статьей 6 указанного Закона.

Во-вторых, исходя из положений Конституции РФ (ст.ст. 17,18, 38, 39, 55, ч. 4 ст. 67.1, ч. 7 ст. 75) и федерального законодательства (N 256-ФЗ, N 178-ФЗ), дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России; главными целями мер социальной поддержки семей с детьми являются: улучшение демографической ситуации в стране, увеличение роста рождаемости, улучшение благосостояния семей с детьми, создание условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Разве возможно улучшить благосостояние многодетной семьи, которая всеми силами и средствами оплачивает старшему ребенку учебу по очной форме обучения ограничением права на получение денежной выплаты на младшего ребенка?

Создаются ли условия, обеспечивающие этим семьям достойную жизнь, принятием вышеперечисленных нормативно-правовых актов исполнительной власти города Севастополя в подобной редакции?

Ответ очевиден, нет.

СРОО «Севастопольские мамы» подготовила жалобу в Прокуратуру Севастополя с просьбой провести проверку относительно соответствия Указа Губернатора города Севастополя от 30.12.2014 № 88 и постановления Правительства Севастополя от 31.12.2014 № 711 положениям Закона города Севастополя от 26 декабря 2014 года № 98-ЗС, законности ущемления права многодетных семей на предоставление меры социальной поддержки – получение ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Надеемся, что Прокуратура Севастополя, в рамках своих полномочий, посодействует устранению нарушения Правительством Севастополя положений Закона города Севастополя от 26 декабря 2014 года № 98-ЗС "О социальной поддержке многодетных семей в городе Севастополе".

Автор: юрист СРОО "Севастопольские мамы" Елена Мечёнкина.

Оказать помощь