Поздравление Департамента образования

Languages

You are here

Поздравление жителей города с Днем воссоединения Севастополя и Крыма с Россией, опубликованное главой городского департамента образования, вынудило нас ввести новый хештег для публикаций: #рамота – «грамота» или «срамота», это вы решайте сами, уважаемые подписчики. А только ответственные за создание поздравительного текста лица справились с этим заданием далеко не с первого раза: потребовалось как минимум две редакции (а иные очевидцы утверждают, что их было чуть ли не пять), чтобы убрать самые возмутительные пассажи, с помощью которых департамент образования надругался над русским языком в праздничный день. Впрочем, вы и сами можете увидеть их на скриншотах.

Мы довольно давно намекаем, что чиновникам пора бы подтянуть русский язык. Хотя бы тем, которые выпускают публичные обращения и отвечают на письма. Потому что это совершеннейшее безобразие, дамы и господа. Чтобы не быть голословными, мы подняли (из глубин нашей почты, дорогие хейтеры, и это доставило некоторое удовольствие) несколько ответов департамента образования на обращения «Севастопольских мам». И мы-таки настаиваем на том, чтобы написанные письма как минимум читались перед отправкой.
Коли чиновники сами не справляются с изучением великого и могучего, давайте поможем бедолагам запомнить правила русского языка. Потому что тот мешок с запятыми, из которого произвольным образом вперемешку со слезами просыпаются знаки препинания, должен когда-нибудь иссякнуть. Вероятно, тогда департамент станет присылать обращения и вовсе без каких-либо пунктуационных заморочек.

Итак, правила русского языка для чиновника средней руки. Мы постараемся объяснить их простым языком.

1. Причастные и деепричастные обороты обособляются запятыми. Всегда. Пожалуйста, не забывайте об этом, выводя какое-нибудь «рассмотрев» в начале ответа.

2. Независимые и равноправные части сложносочиненных предложений (это те, в которых и подлежащих, и сказуемых больше одного) разделяются запятыми. Пример: «Ведь во всех наших образовательных учреждениях находились наши избирательные комиссии, и референдум прошел в хорошей обстановке, на подъёме».

3. Да, и в сложноподчиненных – тоже. Только здесь одна часть предложения зависит от другой. Пример: «Мы думали, что можно отправлять официальные ответы с ошибками, пока «Севастопольские мамы» не обратили на это внимание общественности».

4. Части оборотов необходимо согласовать друг с другом. Сюрприз! Нужно следить за падежами, множественным и единственным числом.
Пример: «Стипендия присуждается обучающимся образовательных организаций дополнительного образования, ставших победителями и (или) призёрами всероссийских, международных спортивных соревнований».

5. Запятая перед союзом «как» коварна. Она не ставится, если этот союз входит в состав сказуемого, а предложение без такого оборота не имеет законченного смысла. Проверить себя можно, заменив неугодный союз словами «в качестве». Пример: «Департамент образования и науки города Севастополя считает целесообразным заключение соглашения, сторонами которого будут являться: СРОО «Севастопольские мамы» как инициатор проекта, Севастопольский государственный телевизионный канал как информационный ресурс…».

6. Простые предлоги («благодаря», «вопреки», «согласно» и др.) и сложные («во избежание», «в связи», «за отсутствием») могут как обособляться запятыми, так и входить в предложение без них. Различаем по смыслу: без отделения искажается смысл предложения - ставим запятую. Кроме того, «красными флагами» являются:
- расположение оборота не в начале и не в конце предложения;
- объяснение того, о чем говорится в предложении, и интонационное выделение;
- расположение между подлежащим и сказуемым.
Пример: «Благодаря ответам чиновников появилась эта публикация».

7. Плеоназм (избыточность) – это плохо. Пример: «7 лет назад мы сделали с вами свой выбор». Следовало бы написать: «Семь лет назад мы сделали выбор».

8. Если текстовый редактор подчеркивает слово, в большинстве случаев оно неправильно написано. Да, текстовым редакторам, конечно, свойственно иной раз принимать ошибочные решения, однако на красные подчеркивания следует хотя бы обратить внимание.

Перед вами лишь малая часть невероятных приключений департамента образования в дебрях русского языка. Однако вместе мы можем больше. И мы надеемся, что ответственные лица, прочитав пост, не ограничатся изучением лишь этих правил, иначе нам придется использовать тег #рамота вновь и вновь. До тех пор, пока мы не начнем получать грамотные ответы и поздравления с важными датами, потому что иначе это выглядит как насмешка.

А те, кто дочитал этот текст до конца, могут в комментариях поделиться с нами мнением о том, какую оценку поставил бы учитель русского языка, если бы ему пришлось проверять, скажем, такой вот текст поздравления с Днем воссоединения Севастополя и Крыма с Россией?

P. S. Нашедший в тексте ошибку получает звание знатока русского языка.

При подготовке публикации были использованы материалы подписчиков. Если у вас есть показательные примеры вопиющей безграмотности чиновников, присылайте их в сообщения группы ВК.

Оказать помощь