О борьбе за право на жизнь и здоровье

Languages

You are here

Государство гарантирует, что каждый имеет право на медицинскую помощь, оказываемую без взимания платы. Однако в СРОО «Севастопольские мамы» часто обращаются семьи, которые столкнулись с невозможностью получения в городе Севастополе специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи (по причине отсутствия специалистов, медицинского оборудования и т.д.).

Таким семьям медицинскими организациями (в лучшем случае) выдается лишь направление в медицинскую организацию, расположенную в другом регионе (обычно в г. Москва или г. Санкт- Петербург). В худшем случае – рекомендации обследоваться и лечиться в частных клиниках. При этом пациенту не возмещаются вообще никакие расходы, в частности - транспортные расходы к месту лечения (получения медицинской консультации, проведения диагностики) и обратно, а если речь идет о несовершеннолетнем пациенте, то транспортные расходы включают затраты и сопровождающего лица.

Отсутствие материальной возможности выезда гражданина или семьи (ребенка и сопровождающего лица) к месту лечения и обратно (про заоблачную стоимость проездных билетов из Крыма и обратно, приобретаемых срочно, говорить, думаю, не стоит), приводит к тому, что пациент не получает должную диагностику, консультацию и жизненно необходимое лечение, что совокупно не только снижает качество жизни, но и является толчком к инвалидизации и даже ранней смертности.

СРОО «Севастопольские мамы» считают, что расходы таких граждан (за исключением лиц, имеющих право на получения набора социальных услуг в соответствии с федеральным законодательством – федеральных льготников), связанные с проездом к месту лечения (получения медицинской консультации, проведения диагностики) и обратно, подлежат компенсации за счет средств бюджета города Севастополя.

Проанализировав обращения граждан в организацию и столкнувшись с системой здравоохранения лично, у меня создалось впечатление, что спасение «утопающих» в Севастополе — дело рук самих «утопающих», то есть все проблемы, касающиеся диагностики и/или лечения жизнеугрожающих/редких/хронических заболеваний и состояний — это проблемы самих пациентов. Проезд до места диагностики/лечения и обратно, оплата такой диагностики и лечения; обеспечение медизделиями — забота пациентов; если возникли осложнения при лечении — то это проблема пациентов; борьба за лекарства — тоже проблема граждан, а сохраняющаяся нехватка медперсонала, в конечном итоге, также отражается на пациентах, качестве оказываемых им медицинских услуг. Не много ли забот возложили на больные плечи пациентов? Несет ли за это ответственность Департамент здравоохранения?

Мне многие могут возразить, что надо добиваться, обрывать горячую линию здравоохранения, ТФОМС, нещадно портить бумагу на обращения к омбудсменам, в Администрацию Президента РФ, в ОНН и т.д. Соглашусь, что это нужно делать, но если речь идет о жизни и смерти, то людям не до борьбы с властью и медперсоналом (с теми, кто по долгу службы должен помочь поддержать тяжело больных, ведь все они отвечают за жизнь и здоровье людей).

В г. Севастополе уже давно реализуется Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Севастополе, которая утверждается соответствующим Постановлением Правительства Севастополя. В рамках указанной Программы бесплатно предоставляется, в частности, специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь. В основу указанной Программы легли положения Конституции Российской Федерации, согласно которым, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью. Органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.

Исходя из вышеприведенных положений Конституции РФ, а также ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», приходишь к выводу, что в случае невозможности оказания специализированной (высокотехнологичной) медицинской помощи в медицинских организациях субъекта РФ (на территории города Севастополя), граждане направляются за получением такой помощи за пределы региона. Тот факт, что проезд к месту получения специализированной (высокотехнологичной) медицинской помощи является неотъемлемой частью, оказываемой специализированной медицинской помощи, и его оплата является расходным обязательством субъекта Российской Федерации также подтверждается правовой позицией Верховного Суда РФ. Такие же выводы были сделаны и различными судами общей юрисдикции субъектов РФ. Из системного анализа судебных актов и разъяснений Верховного Суда, следует, что верховная судебная власть в лице ВС РФ определила транспортировку неотъемлемой частью специализированной медицинской помощи, и ее оплата является расходным обязательством именно субъекта Российской Федерации.

Учитывая изложенное, СРОО «Севастопольские мамы» обратились к губернатору города Севастополя с просьбой о понимании важности данной проблемы и выводу ее в разряд приоритетных задач развития регионального здравоохранения, поскольку проезд от места жительства к месту лечения не федеральных льготников – не просто частная проблема, а задача, которую должны решить региональные власти.

Считаем, что внесение соответствующих изменений в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Севастополе поможет сохранить и укрепить здоровье севастопольцев, поскольку многие из них не имеют материальной возможности выехать в другой регион к месту лечения и обратно. Также принятые изменения будут стимулировать Департамент здравоохранения создавать условия для обеспечения доступности медицинской (специализированной и высокотехнологичной) помощи в регионе.

Оказать помощь