Выученная беспомощность

Languages

You are here

Вот и подошел к концу проект "Коло добродетели". Мне очень жаль с ним расставаться, ведь благодаря этому проекту я приобрела много новых друзей и бесценный опыт работы. Конечно, всем нашим подопечным я не говорю "прощай". Думаю наше общение продолжится, но просто в других форматах. Я, со своей стороны, обещаю продолжать писать статьи по вопросам психологии. Надеюсь я вам еще не надоела.) Думаю, следующую статью я посвящу отчету о проделанной работе, поделившись с вами нашими успехами. Но эту - финальную статью в качестве психолога проекта "Коло добродетели", я бы хотела сделать напутствием всем родителям школьников. Читайте ниже статью психолога СРОО "Севастопольские мамы" Светланы Боровой.

Самая распространенная жалоба от родителей, которую я получала в ходе работы в проекте, звучала так: «Он или она не хочет учиться». Если ваш ребёнок имеет плохую успеваемость в школе, это не обязательно говорит об отставании в развитии или о синдроме гиперактивности. Отсутствие постоянных увлечений не говорит о низком интеллекте. Детская апатия почти всегда вызвана неправильным поведением взрослых, а именно родителей и учителей. Чаще всего причины проблем в школе и, особенно, отказ делать домашние задания вызваны совсем не ленью, а так называемым "синдромом выученной беспомощности".

Выученная беспомощность - это защитный механизм психики от угрозы окружающего мира, который мы вырабатываем в процессе социализации. Проявляется она в момент неудачи. Например, перед человеком появляется препятствие, с которым он не знает, как справиться. Он использует известные способы, чтобы преодолеть трудность, но терпит поражение. Когда неудачные попытки повторяются, человек разочаровывается, теряет веру в себя и не видит возможностей справиться с задачей. Все усилия кажутся бесполезными, настроение падает, и больше не хочется что-то предпринимать, чтобы изменить ситуацию.

Синдром выученной беспомощности был открыт американскими учеными при исследовании формирования условных рефлексов у собак. Но достаточно быстро стало понятно, что открытый феномен применим и к людям. Психологи выяснили, что люди, которые однажды столкнулись с ситуацией, в которой оказались беспомощными, в новой ситуации снова и снова проявляли беспомощность. Например, немецкий психолог Юлиус Куль предлагал студентам решать интеллектуальные задачи, которые не имели решения, однако студенты не знали об этом. После серии неудачных попыток большинство испытуемых впадали в тревогу и отчаяние, их самооценка падала и формировалась выученная беспомощность. После этого студентам предлагалось решить простую задачу, однако решить ее они уже не могли, этому препятствовала выученная беспомощность.

Как определить наличие синдрома выученной беспомощности у детей? Петербургский психолог Н.В. Солнцева полагает, что наличие выученной беспомощности определяется с помощью слов-маркеров, которые человек употребляет в речи. Здесь приводятся примеры проявления выученной беспомощности у детей, но, я думаю, вы сразу сможете подобрать к этим словам-маркерам и примеры из взрослой жизни. Ведь синдром выученной беспомощности, формируясь в детстве, сопровождает нас потом всю жизнь, и справиться с ним помогают либо счастливые обстоятельства жизни, либо опытный психолог. Вот эти слова-маркеры:
1. «Не могу» (рисовать, завязать шнурки, попросить у другого игрушку, выучить стихотворение, решить задачу и т.д.).
2. «Не хочу» (играть на фортепиано, одеваться и идти на прогулку). «Не хочу» является производным от «Не могу». Осознание ребенком того, что он не может чего-то сделать (или ему кажется, что он не может) демонстрирует его переживание того, что он «плохой», «неудачник», у которого все равно ничего не получится. Тогда формулировка «Не хочу» помогает избавиться от дискомфорта, связанного с «Не могу». «Не хочу» - это защита, отрицание «Не могу» под маской «Не хочу».
3. «Всегда» (я всегда неловкий, всегда падаю с велосипеда, всегда все порчу, всегда плачу, всегда некрасиво рисую).
4. «Никогда» (никогда не научусь читать, никогда не смогу научиться кататься на коньках).
5. «Все бесполезно» («ничего у меня не получится», «сколько ни старайся, все бестолку»).
6. «В нашей семье все такие» (семейные послания могут демонстрировать разные стороны реальности, но в целом отражают идею предопределенности судьбы и невозможности избежать участи, которая предназначена всем членам семьи: «в нашей семье у всех плохой слух», «в нашей семье все гуманитарии, ни у кого не было выше тройки по математике и физике», «в нашей семье у всех плохое зрение», «в нашей семье у всех слабое здоровье»).

Итак, выученная беспомощность проявляется в отсутствии инициативы, нежелании что-либо делать, изменять ситуацию. Каким образом формируется выученная беспомощность у детей? Как родители способствуют развитию у ребенка выученной беспомощности? Приведем несколько примеров и проанализируем их.

Пример 1. Когда Римме был один год, она пыталась хватать ложку, но мама не давала (ей казалось, что накормить ребенка самой проще, ведь потом не нужно убирать всю кухню). Когда Римме было полтора года, и она хотела сама одеваться, мама все так же предпочитала быстро одеть дочь сама. Если Римма лезла на горку, она обязательно слышала: «Ты еще маленькая, свалишься, не лезь туда». Ножницами нельзя было резать, потому что они острые, помогать маме мыть посуду нельзя, потому что Римма может разбить стакан, и т.д.

Сейчас Римме семь лет. Мама собирает ей портфель в школу, потому что Римма «обязательно что-нибудь забудет», учит вместе с ней уроки, а когда мама просит Римму прибраться в комнате, она обычно слышит: «Лучше ты приберись, у тебя лучше получится». Как видим, формированию выученной беспомощности в данном случае способствовала мама. Дети с раннего возраста инициативны, хотят все делать сами, хотят трогать разные вещи и пользоваться ими. Малышей привлекают все предметы, которые находятся вокруг, и они с удовольствием делают все то же, что и взрослые. Одна из важных потребностей ребенка - это познание, которое осуществляется через взаимодействие с предметным миром, а также подражание родителям. И если взрослые не удовлетворяют эту потребность ребенка, то он перестает проявлять инициативу. И, наоборот, поощрение инициативы ребенка способствует повышению его любознательности, активности и самостоятельности.

Пример 2. Вале пять лет. Она учится вязать. Не очень получается, петельки соскальзывают, периодически она плачет. Бабушка устает от необходимости каждые пять минут поднимать петли и просто заканчивает работу за Валю. Бабушка, конечно, хотела «как лучше». Она завершила за Валю дело, а девочке было важно сделать это самой. Что усвоила Валя? То, что она неумеха, которая никогда не научится вязать так же хорошо, как бабушка. А значит, нечего и начинать.

Пример 3. Ане четыре года. Она рисует домик и маму. Ане хочется нарисовать маму красиво, как на картинке в книжке. Но красиво не получается. Ручки-палочки, голова слишком большая. Аня хотела нарисовать маме длинные ресницы, а они получились слишком длинные, выше головы. Аня расстраивается и почти плачет: «Мама, у меня ничего не получается, некрасиво получается». Маме жалко Аню, и она бросается на выручку: «Что ты, Анечка, получилось очень-очень красиво. Посмотри, какие у меня длинные ресницы, какие губы красивые. Это самый лучший рисунок. Ты - настоящая художница». Аня с недоверием смотрит на маму, но соглашается.

Чему ситуация научила девочку? Во-первых, принимать откровенную ложь. Аня видит, что ее рисунок - далеко не верх совершенства. Во-вторых, Аня не пытается научиться рисовать лучше. В-третьих, мама сделала акцент на том, что у девочки совсем не получилось, и не обратила внимания на то, что у нее получилось хорошо. А платье получилось, действительно, красивое и яркое. Аня аккуратно раскрасила рисунок. И домик оказался вполне симпатичным. Но на это мама не обратила внимание девочки.

Пример 4. Олегу восемь лет. С самого раннего детства он помогал маме. Когда мама готовила, Олег маленьким пластиковым ножом резал картошку в суп (мама предварительно нарезала картофель соломкой, чтобы Олегу было удобно нарезать из соломки кубики). Если мама пекла блины, Олег помогал ей делать тесто: мама размешивала, а он ложкой насыпал муку из пакета в миску. И не беда, что все делалось медленно, мука рассыпалась, а картошка в супе была нарезана не кубиками, а непонятными кусочками разного размера. Мама всегда хвалила Олега и благодарила за помощь. При этом они всегда все успевали. Наверное потому, что мама хорошо знала сына и всегда так распределяла свое время, чтобы дать возможность Олегу включиться в ее деятельность. Если она собиралась гладить белье, то сначала сообщала об этом сыну, который, конечно, тоже хотел гладить. Тогда мама доставала Олегу утюг, накрывала маленький столик одеялом и 5–10 минут могла спокойно заниматься другими делами. После того как довольный Олег заканчивал «гладить», мама начинала гладить сама. Сын не отвлекал ее, потому что успевал удовлетворить свою потребность, и спокойно играл. И так всегда. Мама разрешала Олегу мыть пол, вытирать пыль, мыть посуду. В магазин они тоже ходили вместе, и мальчик нес некоторые покупки сам, в маленькой сумочке. Сейчас Олег школьник. Нельзя сказать, что он всегда организован, ничего не забывает и его совсем не нужно контролировать. Нет, он обычный мальчик без синдрома выученной беспомощности.

Таким образом, родители играют существенную роль в формировании выученной беспомощности у ребенка. Ученые считают, что у детей выученная беспомощность формируется примерно к восьми годам и может остаться на всю жизнь. То есть и во взрослом возрасте такой человек будет предпочитать не браться за дело, ведь «все равно ничего не получится».

В школе синдром выученной беспомощности формируется еще быстрее. Например: ученик получил двойку, когда из-за робости, стеснения, а может и незнания не смог хорошо ответить у доски. Помимо того, что он не получил поддержку педагога, но и столкнулся с насмешками одноклассников. Что в таком случае чаще всего делает родитель? К сожалению - ругает, приводит в пример более успешных "детей подруги", бросается словами: "ты всегда такой", "ты с такой ерундой не справился" и т.п. То есть дома ребенок тоже не получает поддержки. В следующий раз подобная ситуация будет вызывать у него страх и другие неприятные переживания, связанные с самооценкой. Заранее предвидя возможность такой неудачи, ребенок захочет избежать этой ситуации (прогулы, болезни) или научится смиряться. Процесс к познанию и преодолению трудностей будет остановлен. Та же история происходит и с выполнением домашних заданий. Ребенок еще не умеет самоорганизовываться. Он только учится учиться. Но учителя и родители уже готовы оценивать, критиковать, делать замечания, раздражаться, попрекать. Конечно, с самыми лучшими намерениями, ведь вдруг из-за двойки в первом классе (я знаю, что там только наклейки))) или не сделанной вовремя домашки ребенок дворником станет. Но в результате оказывается, что ребенок старался что-то сделать только в первом классе. А потом "что-то пошло не так". Родители, думая, что они объективны в оценке достижений своих детей, не скупятся на критические замечания. Но при этом абсолютно не фиксируют, не замечают успехов ребенка. И ребенок, естественно, отказывается от деятельности вообще и перестает предпринимать какие-либо попытки преодолеть возникшие сложности. К такой же реакции будет приводить и необъективное оценивание учителя. Если учитель склонен выделять любимчиков и третировать тех, кто ими не является, то у его учеников, естественно, рано или поздно сформируется выученная беспомощность.

Что делать, чтобы у наших детей не формировался синдром выученной беспомощности? Основным способом преодоления выученной беспомощности у дошкольников является формирование оптимистичного жизненного настроя, желания заниматься различными видами деятельности. Для детей важно получение разнообразного жизненного опыта, в том числе опыта преодоления неудач и успешного поведения. Как мотивировать детей на успех? Как учить преодолевать трудности?

Одна из существенных ошибок, которую делают взрослые - это сравнение детей друг с другом и демонстрация личного опыта. Если у ребенка не получается что-то сделать, а взрослые используют такие выражения как: «посмотри, Саша уже умеет кататься на велосипеде», «я тоже не умел забивать гвозди, а потом научился» и т.д., ребенок начинает чувствовать себя неуспешным, у него развивается пессимистичный настрой. Он сравнивает себя с тем, кто уже что-то умеет, и ему кажется, что он никогда не научится делать все так же хорошо. Для того чтобы избежать неравного сравнения, эффективнее сравнивать ребенка с ним самим в прошлом. При работе с дошкольниками мы предлагаем родителям и педагогам использовать прием «когда ты был маленьким». Этот прием помогает ребенку увидеть не только то, чему он научился за годы своей жизни, но и перспективы роста. Взрослый должен рассказать ребенку о том, чего он раньше не умел, а теперь научился.

Старайтесь рассказывать подробно, эмоционально, можно добавить немного художественного вымысла. Сохраняйте рисунки детей, их поделки. Можно сравнивать рисунки старые и нынешние. При обучении письму обязательно сохраняйте старые прописи. Дети с удовольствием разглядывают закорючки, которые они писали некоторое время назад, сравнивают их с нынешним результатом. Все это увеличивает уверенность ребенка в себе, повышает мотивацию, стремление что-то сделать самому, создает оптимистичный настрой.

И еще одной причиной формирования выученной беспомощности является то, что между действиями и реакцией родителей проходит много времени. Например, ребенка отчитывают за учебу в конце недели или читают нотации по понедельникам перед школой. Это обобщенные, асинхронные реакции. Но вспомним - ребенку необходимы короткие связи и быстрые реакции. В противном случае, он не может связать реакцию окружающих со своими действиями. И поэтому справедливая критика «не сцепляется» в глазах детей с конкретными их проступками (двойка, неубранная комната, замученный кот и т.д.), а воспринимается как перманентное, совершенно не связанное с этими поступками состояние. И, конечно же, в этом случае неодобрение взрослых теряет свою регулирующую роль.

Важно понимать сам механизм, каким образом у маленького ребенка формируется выученная беспомощность. Ребенок судит о правильности или неправильности, желательности или нежелательности своего поведения по реакциям взрослых. Если реакция родителей на поведение ребенка отсутствует, ребенок не может понять, какие его поступки и действия одобряются, а какие - нет. Таким образом, он попадает в ситуацию неопределенности и естественной реакцией на нее будет бездействие.

В свою очередь однотипные реакции, тоже будут способствовать формированию беспомощности. И это касается и позитивных и негативных реакций. Неважно, какую реакцию ребенок получает на разные действия и усилия – необоснованные восторги, вечное недовольство или безразличие. Он теряет ориентиры для регуляции своего поведения. Поэтому рекомендации будут следующими:
Реакция должна быть разной для разных поступков.

Если поступок по вашим меркам «плохой», реакция должна быть негативной. Если «хороший» - позитивной. И так должно быть всегда. Плохой поступок всегда должен вызывать только негативную реакцию, а хороший – только позитивную. Радуйтесь, восхищайтесь, злитесь, огорчайтесь. Не бойтесь проявлять эмоции и говорить о них. Дайте детям ориентиры для регуляции своей деятельности. Но сперва определитесь сами, какое поведение ребенка для вас приемлемо, а какое нет.

Реакция должна быть своевременной.
Реагировать на поступок следует сразу или как можно быстрее. Особенно если это касается опасного, экстремального, необычно плохого или необычно хорошего поведения. Временная дистанция между поступком и его оценкой должна быть минимальной. Таким образом, вы с большей вероятностью можете закрепить связи между поступком и его оценкой. Это поможет ребенку в приобретении навыка прогнозирования последствий своих поступков.

Реакция НЕ должна быть регулярной и постоянной.
Родители - это живые люди, а не роботы. Невозможно отмечать и давать реакцию на каждый результат, поступок или действие. К тому же, случайные действия и реакции действуют лучше, чем постоянные. На что-то можно среагировать, что-то не заметить, а что-то и проигнорировать.

Конечно, все эти рекомендации работают при одном условии - если вы общаетесь со своим ребенком. Если это так, то вы знаете его сильные и слабые стороны, умеете видеть и хвалить его за успехи и быть рядом при поражении. Будьте внимательны к своим привычным, обыденным реакциям на поведение ребенка и вы сможете предупредить раннее формирование выученной беспомощности. Помните! Предупредить выученную беспомощность легче, чем ее корректировать!

Автор текста: клинический психолог, психолог проекта СРОО "Севастопольские мамы" "Коло добродетели" Боровая Светлана Александровна.

 

Оказать помощь