О контрафактной продукции

Languages

You are here

Основой экономического развития страны является предпринимательство. В странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес занимает ведущие позиции, создавая около 50% ВВП и множество рабочих мест.

Несмотря на такую значимость для государства российские предприниматели жалуются на множество проблем, которые усугубляют положение малого бизнеса в нашей стране.

Одной из таких проблем, с которой столкнулись индивидуальные предприниматели в России, является реализация завезенного в страну контрафактного товара.

В любом магазине при выборе товара мы всегда обращаем внимание на его упаковку, узнаваемый товарный знак. Ведь товарный знак помогает нам, потребителям, отличить товары и услуги одного производителя от аналогичных товаров и услуг другого, а также быстро оценить качество, имиджевую составляющую или стоимость товара. Лицо, ко­то­ро­му при­над­ле­жит ис­клю­чи­тель­ное право на то­вар­ный знак, является правообладателем. Зачастую произво­ди­тель то­ва­ров раз­ре­ше­ния на ис­поль­зо­ва­ние то­вар­но­го знака у пра­во­об­ла­да­те­ля не по­лу­чает. Таким образом, такой товар яв­ля­ет­ся кон­тра­факт­ным.

Контрафактным также будет являться любой товар с логотипом или названием, даже похожим на товарный знак производителя.

На практике часто происходят ситуации, когда продавец, заказывая у своего поставщика товар, даже не может предположить о его контрафактности, тем более, что на самом товаре явные признаки подделки могут отсутствовать.

К сожалению, мало кто из предпринимателей задумывается о получении полного пакета документов от поставщика при продаже товаров, отмеченных товарным знаком. В это трудно поверить, но именно к предпринимателю-продавцу, а не к производителю контрафакта чаще обращается правообладатель после «контрольной закупки» с требованием выплатить денежную компенсацию за нарушение своих прав. А размер компенсации внушительный - от 10 тыс. до 5 млн руб.

Вот так, продажа «копеечных» контрафактных товаров может обернуться разорением предпринимателя.

У предпринимателей в такой ситуации возникает вполне закономерный вопрос – как такие контрафактные товары попадают в страну? Куда смотрят таможня и контролирующие органы? Ведь российский рынок завален товарами из Китая, Турции, Индии – стран, где производится контрафакт в огромных количествах.

Также не менее актуальным является вопрос: правоохранительные органы и суды, составляют свои акты о привлечении лиц к уголовной, административной и гражданской ответственности за нарушение авторских и смежный прав, на компьютере с лицензионным программным обеспечением? Ведь не секрет, что для использования Microsoft, а также его текстового редактора Word, необходимо приобрести лицензию.

Не найдя ответ на данный вопрос, могу лишь в качестве предостережения посоветовать предпринимателям покупать товар толь­ко у тех по­став­щи­ков, ко­то­рые могут под­твер­дить, что при­об­ре­ли его у про­из­во­ди­те­ля, име­ю­ще­го право на про­из­вод­ство про­дук­ции с ис­поль­зо­ва­ни­ем то­вар­но­го знака, или на­пря­мую у таких про­из­во­ди­те­лей.

Нелишним будет при заключении договора с поставщиком предусмотреть условие, по которому по­став­щик га­ран­ти­ру­ет, что по­став­лен­ный товар не обре­ме­нен пра­ва­ми тре­тьих лиц и его про­да­жа не на­ру­ша­ет прав тре­тьих лиц на ре­зуль­та­ты ин­тел­лек­ту­аль­ной де­я­тель­но­сти и (или) сред­ства ин­ди­ви­ду­а­ли­за­ции. Также надо уре­гу­ли­ро­вать, за чей счет будет вы­пла­чи­вать­ся ком­пен­са­ция пра­во­об­ла­да­те­лю, если куп­лен­ный вами товар ока­жет­ся кон­тра­факт­ным. Таким образом, предприниматель сможет пе­ре­ло­жить на по­став­щи­ка убыт­ки, воз­ник­шие у правообладателя.

Р.S. Данную публикацию, как и другие, составляю на ноутбуке, и на нем установлено лицензионное программное обеспечение, потому что этот ноутбук пересекал границы, а на Западе контроль за соблюдением авторского права неусыпный.

Автор: - юрист СРОО "Севастопольские мамы" Елена Мечёнкина.

Оказать помощь