Основой экономического развития страны является предпринимательство. В странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес занимает ведущие позиции, создавая около 50% ВВП и множество рабочих мест.
Несмотря на такую значимость для государства российские предприниматели жалуются на множество проблем, которые усугубляют положение малого бизнеса в нашей стране.
Одной из таких проблем, с которой столкнулись индивидуальные предприниматели в России, является реализация завезенного в страну контрафактного товара.
В любом магазине при выборе товара мы всегда обращаем внимание на его упаковку, узнаваемый товарный знак. Ведь товарный знак помогает нам, потребителям, отличить товары и услуги одного производителя от аналогичных товаров и услуг другого, а также быстро оценить качество, имиджевую составляющую или стоимость товара. Лицо, которому принадлежит исключительное право на товарный знак, является правообладателем. Зачастую производитель товаров разрешения на использование товарного знака у правообладателя не получает. Таким образом, такой товар является контрафактным.
Контрафактным также будет являться любой товар с логотипом или названием, даже похожим на товарный знак производителя.
На практике часто происходят ситуации, когда продавец, заказывая у своего поставщика товар, даже не может предположить о его контрафактности, тем более, что на самом товаре явные признаки подделки могут отсутствовать.
К сожалению, мало кто из предпринимателей задумывается о получении полного пакета документов от поставщика при продаже товаров, отмеченных товарным знаком. В это трудно поверить, но именно к предпринимателю-продавцу, а не к производителю контрафакта чаще обращается правообладатель после «контрольной закупки» с требованием выплатить денежную компенсацию за нарушение своих прав. А размер компенсации внушительный - от 10 тыс. до 5 млн руб.
Вот так, продажа «копеечных» контрафактных товаров может обернуться разорением предпринимателя.
У предпринимателей в такой ситуации возникает вполне закономерный вопрос – как такие контрафактные товары попадают в страну? Куда смотрят таможня и контролирующие органы? Ведь российский рынок завален товарами из Китая, Турции, Индии – стран, где производится контрафакт в огромных количествах.
Также не менее актуальным является вопрос: правоохранительные органы и суды, составляют свои акты о привлечении лиц к уголовной, административной и гражданской ответственности за нарушение авторских и смежный прав, на компьютере с лицензионным программным обеспечением? Ведь не секрет, что для использования Microsoft, а также его текстового редактора Word, необходимо приобрести лицензию.
Не найдя ответ на данный вопрос, могу лишь в качестве предостережения посоветовать предпринимателям покупать товар только у тех поставщиков, которые могут подтвердить, что приобрели его у производителя, имеющего право на производство продукции с использованием товарного знака, или напрямую у таких производителей.
Нелишним будет при заключении договора с поставщиком предусмотреть условие, по которому поставщик гарантирует, что поставленный товар не обременен правами третьих лиц и его продажа не нарушает прав третьих лиц на результаты интеллектуальной деятельности и (или) средства индивидуализации. Также надо урегулировать, за чей счет будет выплачиваться компенсация правообладателю, если купленный вами товар окажется контрафактным. Таким образом, предприниматель сможет переложить на поставщика убытки, возникшие у правообладателя.
Р.S. Данную публикацию, как и другие, составляю на ноутбуке, и на нем установлено лицензионное программное обеспечение, потому что этот ноутбук пересекал границы, а на Западе контроль за соблюдением авторского права неусыпный.
Автор: - юрист СРОО "Севастопольские мамы" Елена Мечёнкина.