Перечень льгот, которые положены инвалидам, довольно широк, и на бумаге он очень красиво выглядит. Например, государство гарантирует предоставление инвалидам технических средств реабилитации (далее – ТСР), предусмотренных индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее – ИПРА). А если инвалид самостоятельно приобрел такие ТСР, он вправе получить денежную компенсацию. После прочтения изложенного создается впечатление о железной защите прав инвалидов в России. Но это только первое впечатление, увы.
На деле многим инвалидам приходится бороться не только за свое здоровье, но и с бюрократической машиной. Так инвалиды могут лишь частично компенсировать понесенные затраты за самостоятельно приобретенные ТСР. Почему? Да потому что размер компенсации определяется путем сопоставления НАИМЕНОВАНИЯ ТСР, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида ТСР, предусмотренного соответствующей классификацией, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н. При этом при возврате средств учитывают цены контрактов, по которым сам ФСС приобретает аналогичные по наименованию ТСР.
Если проанализировать сайт госзакупок, то в рамках одного контракта ФСС может приобретать несколько ТСР одного вида и наименования, но по разной цене, поскольку разница содержится лишь в техническом задании такой закупки. Однако, при подсчете компенсации сотрудники ведомства не учитывают персональные характеристики ТСР и назначают выплаты по минимальной стоимости исходя только лишь из наименования ТСР.
Другими словами, инвалидам компенсируют ТСР не по их техническим характеристикам, с учетом медицинских показаний, а всего лишь по наименованию таких ТСР. Поэтому компенсацию инвалиды получают в размере всего нескольких десятков тысяч при фактической стоимости ТСР в сотни тысяч рублей.
Довольно странный подход, учитывая, что ИПРА - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Ведь даже подгузники отличаются своими техническими характеристиками – например, размерами. Что уж говорить о колясках, ходунках, протезах, которые так же по техническим характеристикам отличаются друг от друга ввиду разного роста и веса пациента, а также с учетом конкретных медицинских показаний и состояния здоровья инвалида.
В качестве примера прикладываю фото двух ТСР с одним и тем же наименованием – "Ходунки с дополнительной фиксацией (поддержкой) тела, в том числе для больных ДЦП". Именно такое наименование ТСР прописывается в ИПРА. На первый взгляд, ходунки практически одинаковые, но разница заключается в том, что ходунки зеленого цвета предназначены для пациентов ростом от 100 до 130 см, а ходунки бирюзового цвета – для пациентов выше 130 см, а также у них имеются фиксаторы бедер и голеностопов, которые предупреждают скрещивание ног пациента, страдающего ДЦП. И, самое главное, зеленые ходунки по контракту стоят около 16 тысяч рублей, а бирюзовые – более 100 тысяч рублей!
А теперь, внимание, вопрос: какую сумму компенсации возмещает ФСС за самостоятельно приобретенные ходунки для ребенка-инвалида ростом выше 130 см? Увы, только 16 тысяч рублей, поскольку наименования ТСР совпадают, а значит, формально закон не нарушен. Таким образом, компенсируется лишь десятая часть затраченных средств.
Многие инвалиды для самостоятельного приобретения ТСР оформляют кредиты, надеясь, что государство уж точно их не бросит и полученной компенсации будет достаточно для погашения долга. Но статистика – упрямая вещь: получаемая инвалидами компенсация не покрывает даже 50% понесенных затрат. Судебная практика, как оказалось, тоже не на стороне инвалидов, поскольку формально все в рамках закона.
Поэтому СРОО «Севастопольские мамы» решила обратиться к главе государства и главе Государственной Думы, а также к Уполномоченным по правам человека и ребенка РФ с инициативой внесения соответствующих изменений в Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом ТСР, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, поскольку действующая редакция такого Порядка существенно нарушает права инвалидов.
Автор: - юрист СРОО "Севастопольские мамы" Елена Мечёнкина.