Верим и помогаем

Languages

You are here

В Севастополе проживает более 2000 детей с инвалидностью и с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания таких детей, семья, воспитывающая ребенка с инвалидностью или с ОВЗ, сталкивается со множеством трудностей в вопросах социализации и интеграции в общество. Родители не всегда имеют возможность, а иногда и не умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться.

Дети с инвалидностью в большинстве случаев находятся на домашнем обучении, либо учатся в специализированных или коррекционных школах, классах. Поэтому именно школа могла бы стать тем местом, где семья имеет возможность получить ту поддержку, которая необходима ей для воспитания социально-адаптированного ребенка. Но в большинстве севастопольских школ дети с инвалидностью не получают необходимую помощь для их полного включения в общество. Зачастую, таких детей, несмотря даже на рекомендации ПМПК, стараются не допускать в классы на большинство уроков, не дают возможности общаться, наблюдать и участвовать в учебном процессе. Такая тенденция касается и основных общеобразовательных предметов и даже занятий физкультурой.

В какой-то мере можно понять и наши школы. Нехватка финансирования, отсутствие квалифицированных кадров, сложности на законодательном и организационном уровне - все это создает множество препятствий на пути организации качественного специализированного или инклюзивного образования. Но ведь дети не виноваты в наших взрослых трудностях. Им необходимо много двигаться, играть, общаться со сверстниками. Что мы можем придумать, чтобы помочь им, раз образовательные учреждения не имеют такой возможности?

Вовлечение детей с инвалидностью к занятиям физической активностью может стать той поддержкой, которая необходима детям-инвалидам и детям с ОВЗ и их семьям. Само понятие «вовлечение» в спорт уже тесно связано с социализацией, так как в процессе общения происходит освоение и присвоение опыта данной группы людей. Особенно ярко социализация проявляется в системе постоянных спортивных занятий (секций). В условиях спортивных секций ребенок осваивает новые двигательные и поведенческие навыки, общается с другими ребятами и значимыми взрослыми (тренерами), сравнивает свои достижения с окружающими и тянется за лидерами. В процессе занятий в жизни ребенка формируются такие социальные ценности как общение, принятие, взаимопонимание, преодоление препятствий, победа, престиж, сопереживание, эмпатия и многие другие.

Практика подтверждает, что если для здоровых людей физическая активность – обычная потребность, реализуемая повседневно, то для людей с инвалидностью физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются эффективнейшим средством и методом одновременно физической, психической, социальной адаптации. Безусловно, все эти цели могут быть достигнуты только при полном включении членов семьи в процесс занятий. Поэтому так важно, чтобы прежде всего родители поддерживали своих детей в занятиях адаптивной физической активностью, мотивировали их, а также таким образом организовывали свою занятость, чтобы иметь возможность отводить ребенка в секцию. Для детей с инвалидностью спорт и физическая активность важны не только потому, что это голы, очки, секунды и укрепление организма. Спорт - это еще и шанс раздвинуть рамки повседневности, способ поверить в себя, возможность общаться, заводить друзей и в результате лучше адаптироваться ко взрослой жизни.

Совсем недавно СРОО "Севастопольские мамы" презентовала новый благотворительный проект, поддержанный фондом президентских грантов - "Вместе с мамой верь в себя", посвященный адаптивному скалолазанию для детей с инвалидностью. В реализации данного проекта именно участие семьи является основным движущим фактором. Ведь не только дети, но и родители будут осваивать навыки скалолазания. Родители на себе прочувствуют сложности освоения новых навыков и радость достижений. У севастопольских семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, появилась уникальная возможность получить не только бесплатную абилитацию, структурированную физическую активность, но и общее семейное увлечение, способствующее психическому и физическому развитию детей и улучшающее качество жизни всех членов семьи.

Возможно, у читателей возник вопрос - почему в психологической рубрике появилась статья об адаптивном спорте? Ответ прост - занятия адаптивной физической культурой является одним из лучших способов психологической реабилитации для детей с инвалидностью и с ОВЗ! Ну а автор этих строк с недавнего времени является психологом проекта СРОО "Севастопольские мамы" - "Вместе с мамой верь в себя". Я буду помогать семьям, участвующим в проекте, отвечая на их самые частые вопросы и освещая самые актуальные проблемы в форме вебинаров, которые мы вместе с Михаилом Сапаровым будем записывать для вас. Я думаю, что эти вебинары будут интересны очень многим, а не только участникам нашего проекта.

Если вы воспитываете ребенка-инвалида или ребенка с ОВЗ, то обратите внимание на наш проект. Мы знаем, как трудно у нас в городе организовать занятия физической культурой и социализацию вашим детям. Теперь такая возможность есть!

Автор текста: клинический психолог, психолог СРОО "Севастопольские мамы" Светлана Боровая.

Оказать помощь