Поможем нашим детям развивать эмоциональный интеллект

Языки

Вы здесь

Поможем нашим детям развивать эмоциональный интеллект.

О том, что такое интеллект, большинство из нас имеет четкое представление. Об интеллекте с приставкой «эмоциональный» заговорили недавно. Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) - сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе.

Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации. Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если же их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали справедливое замечание, а вы начали обижаться, спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет не только к "проблемам на работе", но и к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.

Понятие "эмоциональный интеллект" стало популярно после публикации одноименной книги психолога, научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% выделяемых лидерских способностей приходятся именно на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза. Эмоциональный интеллект - одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. Исследование проведенное в технологическом институте Карнеги показало, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом - самые важные навыки в настоящем и будущем. В современном мире, где умения сотрудничать, разрешать конфликты и проявлять лидерские качества, стали жизненно необходимы, EQ (эмоциональный интеллект) играет более важную роль, чем всем известный IQ.

Все современные психологи и педагоги согласны с тем, что эмоциональный интеллект очень важно развивать в себе и своих детях. Это необходимо, во-первых, для сохранения психического и физического здоровья, а во-вторых, для достижения успеха в жизни. Как показывает практика, лидирующие позиции занимают не люди с более высоким уровнем знаний, а те личности, которые умеют «держать лицо», договариваться, выстраивать эффективные коммуникации. Именно поэтому, не всегда бывшие отличники добиваются успеха во взрослой жизни, их опережают посредственные в учебе, но общительные и оптимистичные «троечники».

Людей с низким уровнем эмоционального интеллекта легко заметить: они часто ввязываются в ссоры и говорят обидные вещи, не понимая, что ранят чувства окружающих. Обладатели высокого EQ легко справляются с проявлением эмоций: не стесняются плакать, если расстроены или растроганы, или говорят «Я в ярости», когда готовы выйти из себя. Понимая и называя эмоции, мы легче можем их проявлять, контролировать, а когда это необходимо - скрывать.

Если тема эмоционального интеллекта показалась вам интересной, то напишите об этом в комментариях к этой статье. Тогда я расскажу о нем подробнее. А также приведу несколько техник, с помощью которых вы сможете "прокачать" свой EQ, научитесь лучше контролировать эмоциональные реакции, разбираться в причинах своего и чужого поведения и находить подход к людям.

В продолжении же данной статьи я привожу очень интересные упражнения для развития эмоционального интеллекта у детей. Думаю для наших "севастопольских мам" - это будет очень полезно и актуально. Все мы хотим видеть своих детей успешными и счастливыми, а закладывать фундамент будущих свершений необходимо с самого раннего детства. Упражнения взяты мной из профессиональных источников.

1. А я так не думаю
Один из сложнейших моментов в общении - когда кто-то не согласен с твоей точкой зрения. Поиграйте с ребёнком вдвоём (или в компании детей, разделив их на пары) в такую игру. Первый собеседник задаёт простой вопрос, например, «Какая твоя любимая еда?» Ребёнок отвечает. Тогда первый говорит: «Фу, это невкусно и, к тому же, не полезно. Лучше бы ты ел другое». Задача ребёнка - отстоять своё мнение, подробно объяснить, почему он считает это блюдо вкусным и полезным. Важно! Следите, чтобы не дошло до конфликта и чтобы собеседники не переходили на личности.

2. Бумеранг
«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», - не зря так говорят! Пусть дети почувствуют это на себе в игре. Взрослый-ведущий предлагает игрокам дать ему различные задания, какие угодно. Кто-то из малышей ограничится скромными идеями, а кто-то наверняка захочет подшутить над ведущим, например, попросит его скакать, как мартышка, или ползать под столом. После этого ведущий говорит: «А теперь проделайте то, что вы придумали, сами». Неудивительно, что шутникам будет сложнее всего выполнить задание. Важно! Разрешите отказаться, если ребёнку совсем неловко, но пусть тогда он подробно расскажет о своих чувствах и объяснит, почему именно ему не хотелось вести себя так.

3. Эмоциональное чтение
Одно из важных умений — понимать, какие чувства и эмоции движут людьми. Это способствует не только терпимости, но и быстрому налаживанию отношений с окружающими. Поиграйте с ребёнком в эмоциональное чтение. Начните читать любую книжку и, останавливаясь после каждого абзаца, просите маленьких слушателей дополнить рассказ описанием переживаний героев. Если детишек много, будет даже интереснее: возможно, мнения разойдутся, и каждый увидит в сюжете что-то своё. А если малыш ещё не может сам сочинить продолжение, дополните сюжет сами.

4. Воздушный шарик
Нередко случается, что эмоции переполняют нас, и нам кажется, что мы вот-вот лопнем. Проиграйте эту ситуацию. Попросите ребёнка надуть воздушный шар, а потом выдуть воздух из шарика себе в рот, чтобы щёки растянулись, как будто вот-вот лопнут. Теперь пусть он потихоньку «сдувается» и почувствует облегчение.

Важно! Не забудьте объяснить ребенку, чем это поможет ему в жизни. Когда он будет очень зол или обижен, готов ударить или расплакаться, он может набрать много-много воздуха и медленно выпустить его, как будто «выпускает пар». Во-первых, от этого станет легче физически, а во-вторых, за время упражнения острые эмоции отступят.

5. Дружеское плечо
Доверие - ключевой фактор в установлении близких и эмоционально наполненных отношений. Эта игра - отличный тест на доверие. Попросите ребёнка встать на стул, табуретку или кровать спиной к вам и упасть назад. Конечно, вы его подхватите. Доверяет ли вам ребенок настолько, чтобы не испугаться? Важно! В эту игру не стоит играть с детьми младше 4–5 лет - у них ещё не развито чувство страха, и для них этот опыт не будет полезен. Кроме того, они могут продолжить упражнения в любой момент, когда никто не будет их ловить. Маленьких игроков ловите сами, а играя с подростками, можно уже попросить группу детей поймать кого-то одного, сплетя своеобразную сеть из рук.

6. С меня хватит!
Более серьёзная игра для школьников, которая помогает понять, что из любой ситуации можно выйти и необязательно терпеть до победы. Игроки располагаются в кругу, а один из них («жертва») садится в центре круга. Дальше попросите детей по очереди говорить что-то «жертве» - хвалить, признаваться в любви, обвинять в чем-то, задавать вопросы. В любой момент «жертва» имеет право не выдержать внимания, сказать «С меня хватит!» и выйти из круга. Важно! Предупредите детей, что это не конкурс, кто дольше продержится, а упражнение, которое пригодится им в жизни, поможет познать себя и испытать интересные эмоции. Если вы сомневаетесь, что игроки будут задавать приличные вопросы и не станут оскорблять, раздайте им бумажки с заранее подготовленными репликами.

7. Что за эмоция?
Игра, которая понравится даже самым маленьким, - своеобразная пантомима. Изображайте с помощью мимики, жестов и позы разные эмоции и предложите детям угадать, что это. Когда малыши начнут преуспевать в распознавании, пускай попробуют сами побывать в роли ведущего и изображать эмоции, чтобы другие угадывали. Важно! Спектр эмоций выбирайте в соответствии с возрастом игроков. Трёхлетка вряд ли распознает философское настроение или замешательство, а школьнику будет скучно угадывать про радость и злость.

8. Комплименты
Умение похвалить от души - ещё один важный для жизни навык. Эта отличная игра не только разовьёт его, но и станет прекрасным завершением любого цикла упражнений и способом поднять всем настроение. Дети садятся в круг, первый игрок говорит комплимент своему соседу справа. Тот должен поблагодарить его и похвалить уже своего правого соседа, и так до тех пор, пока круг не замкнётся. Важно! Маленьким детям может быть сложно делать комплименты, поэтому им полезно помогать, подсказывать: «Кажется, у Веры очень красивые глаза. Скажешь ей об этом?», «Помнишь, Максим сегодня сам завязал шнурки? Похвали его за это».

Стоить помнить, что большинство игр на развитие эмоциональной сферы хоть и более эффективны в группе, но могут быть адаптированы и для узкого круга - семьи или даже мамы с ребёнком. Ведь эмоциям есть место везде и всегда, неважно, сколько людей вокруг.

Напоминаю, что если вас заинтересовала тема эмоционального интеллекта и вы хотите побольше узнать о нем, а также развить свои коммуникативные способности, я с радостью подготовлю новый материал об этом. Даже думаю - не устроить ли тренинг для развития эмоционального интеллекта. Жду ваших комментариев. Мне будет очень важно понять насколько вам интересна эта тема, нужна ли более подробная статья "для взрослых", и будет ли полезен для "наших мам" подобный тренинг.

Автор текста: клинический психолог, психолог СРОО "Севастопольские мамы" Светлана Боровая.

Оказать помощь