"Мой ребенок ленится или занимается ерундой": как быть?

Языки

Вы здесь

Дети свободного времени.

Психолог снова на связи. В прошлый раз мы с вами говорили о сложностях, возникающих у родителей при выстраивании границ дозволенного для своих детей. Одну из ближайших статей, как меня просили наши читатели, посвящу алгоритмам и способам выстраивания этих границ. Но сегодня статья немного парадоксальная и даже, на первый взгляд, противоречащая теме выстраивания границ.

Очень часто при семейном консультировании, обсуждая те или иные сложности в поведении ребенка, я спрашиваю у родителей о том, сколько у ребенка свободного времени, когда он ни чем организованно не занят, когда играет сам по себе, сам придумывает себе развлечения. Чаще всего выясняется, что родители очень боятся подобной праздности. Если младшим дошколятам еще позволяют самим повозиться на полу, то старших дошкольников, не говоря уже о школярах, стараются занимать постоянно. Все сначала в детских садиках, после садиков бесконечные развивайки и спортивные секции. У школьников сначала уроки, потом домашние задания, тот же спорт и дополнительные занятия. Да, все это необходимо или кажется таковым. Но при обсуждении с родителями такой загруженности детей чаще всего выясняется, что вызвана она отнюдь не стремлением осчастливить ребенка и воспитать многогранно развитую личность. Причина оказывается очень простой, но признать ее чаще всего родители не в состоянии. Это - тревога. Тревога взрослого по разным поводам. Опасения оказаться плохим родителем или что ваш ребенок получит меньше, чем дети знакомых, что он попадет в плохую компанию, если его не загружать постоянно, что если нет сиюминутных успехов, то ребенок вырастет неудачником и т.п. Этот список очень велик. Иногда родительские тревоги настолько отравляют существование и самих родителей и ребенка, что приходится настаивать на "взрослой психотерапии". Но это опять материал для отдельной статьи, и я опять жду ваших комментариев о том, интересна ли эта тема и стоит ли разобрать ее подробнее.

Сейчас я хочу обсудить с вами очень частую причину для родительских тревог, а именно: "мой ребенок ленится или занимается ерундой". Именно эти опасения чаще всего и заставляют родителей максимально организовывать жизнь ребенка, постоянно "приспосабливая" его к полезной и развивающей деятельности. Очень часто такими благими намерениями мы сами отнимаем у ребенка те самые творческие способности, навыки самоорганизации и инициативы и даже способности к обучению, о которых грезит любой родитель. Очень многим вещам в жизни ребенок должен научиться сам. Для этого ему нужно свободное время и чтобы его никто не трогал. Можете кинуть в меня камень, но один из частых советов в моей практике звучит так: расслабьтесь и оставьте своего ребенка в покое. Конечно, я при этом объясняю, как это максимально продуктивно сделать. Очень часто приходится говорить и о том самом выстраивании границ. Но это уже другая история.

Ребенок всегда сам выберет наиболее подходящий ему вид деятельности. То есть будет играть в то, чего ему больше всего не хватает, укреплять свои слабые места. Требуется тренировка вестибулярной системы - человечек потянется к качелям, нехватка тактильной стимуляции - рассыплет горох по полу кухни и сядет сверху и т.д. Безо всякого принуждения ребенок обыгрывает важные для себя ситуации, например, становится драконом в игре, пытаясь победить страх, как бы надевая на себя непробиваемую драконью шкуру. Тут кроется одна важная мысль, которую все время упускают из виду растревоженные современным темпом жизни родители: оставленный в покое ребенок развивается! Ему для этого не особенно нужны кружки, педагогическое давление, обучающие карточки. Более того, даже когда вам кажется, что отпрыск занят сущей ерундой, не спешите записывать его в кружок по тайм-менеджменту. Возможно, он приобретает что-то очень ценное, чего в других условиях получить нельзя.

Занятия, выбранные ребенком, могут не просто казаться бессмысленными, но и раздражать, бесить и грозить семье убытками. И все же неплохо бы разобраться, в чем насущная потребность чада, и как ее удовлетворить с наименьшими потерями.

Слоняющийся по квартире ребенок - зрелище, которое выдержит не каждый. «Ма! Мне скучно», - ноет маленький человек, - и вы с легкостью сдаете позиции: вручаете ему свой компьютер, идете в развлекательный центр или включаете мультики. Но психологи, стараясь отойти подальше от вашего дома, все же предлагают отнять у ребенка планшет. Например, известный датский педагог и психолог Еспер Юль советует: «Если ребенку скучно, дайте ему поскучать. И при этом не нужно испытывать никаких угрызений совести. Сначала ребенок будет чувствовать непривычные и даже неприятные ощущения. Но они заставят его попытаться найти баланс между потреблением внешних стимулов и собственным творческим началом». Именно поняв, что развлечений не будет, ребенок анализирует свой опыт, ищет применение по силам, творчески подходит к досугу, что развивает его неизмеримо больше пятой серии прыгающих поросят.

Если ваша Таня громко плачет, особенно в общественном месте, мы вас хорошо понимаем. Так и хочется шикнуть, погрозить кулаком и сказать: «Замолчи сейчас же, а то...!». Дитя вопит еще громче, вам хочется провалиться сквозь землю. Но тут на помощь приходит канадский психолог Гордон Ньюфельд, который утверждает, что ни в коем случае нельзя подавлять детские слезы. Выход и признание эмоций - это то, что учит громкого человека справляться с реальностью, запускает сложные механизмы адаптации. Лучшее, что вы можете сделать в таком случае - стать жилеткой и подставить плечо (может, в плечо он будет хотя бы реветь потише...). Я - не канадский ученый и советую еще и побыстрее в таком случае уйти из зоны публичного внимания, а там уже "жилеточно успокаивать".

Ребенок рисует сплошные каляки-маляки, вылезает за пределы листочков, почему-то заехал на обои, отказывается изображать елочку, и вообще - что это за пачкотня? Возможно, ваш "Малевич" проходит сейчас очень важный с психологической точки зрения этап. Без периода каляк-маляк не появятся собственные образы, не начнется художественный поиск. Насаживать шаблоны в виде солнышка лучистого в такой момент просто опасно - можно вообще заблокировать желание экспериментировать с кистью. Об этом хорошо написано в книге педагога и психолога М.Озеровой «О детском рисовании». Так же стоит напомнить, что игра и творчество, пусть и грозящие очередной покраской обоев, - это главные развивающие факторы дошкольного возраста.

Малыш дубасит ногой пустую пластиковую бутылку. Построил небоскреб из кубиков и рушит его подушкой. Наносит удары диванным подушкам с криком: «Смерть врагам!». Не спешите вмешиваться с замечанием: «Подушечке больно». Дети нуждаются не только в том, чтобы сидеть, причесанными, за столом; им требуется также реализовывать агрессивные желания, которые есть у всех, и особенно у тех, кому за столом пять раз сказали «Не вертись!». Раньше таким прекрасным местом для сброса напряженности могла стать помойка: прыгать на оставленном диване с торчащими пружинами, крушить обломки старых коробок и стульев, разбивать старый пластик. Сейчас немногие родители готовы выпустить детей развлекаться на помойку, зато появились прекрасные сенсорные терапевтические детские комнаты, где ребенку разрешается дубасить специальные фигуры. Кстати, забота о безопасности детей и постоянный контроль во время прогулок очень сильно снизил адаптационные способности и личностное развитие современных детей. Понятно, что гораздо безопаснее, когда ребенок 25 раз подряд съедет с одной и той же горки под вашим надзором, вместо того чтобы беситься на той же помойке или лазать по деревьям. Или посидит дома за мультиками и планшетом. Но именно в этом причина той самой пресловутой разницы в поколениях и того, что наши дети "ничего не хотят". Я не призываю всех отправлять играть по пустырям, но о разумной и творческой свободе своего ребенка все-таки стоит позаботиться и продумать, как это можно безопасно организовать.

Ваш отпрыск скачет на одной ноге и сыплет стишками сомнительного свойства. Рифмы типа «дятел - долбодятел» как бы говорят вам, что вы недостаточно грамотно подходите к эстетическому развитию детей. А вот Корней Чуковский в гениальной книжке «От двух до пяти» спорит с вами. Оказывается, у детей врожденная тяга к рифмованию. «Папа-шляпа» не ставит целью обидеть папу, а работает на освоение родного языка. Дальнейшие эксперименты в этой области, звонкие считалки, рифмованные обзывалки и коверканье слов в угоду рифме - это те упражнения, которые в будущем позволят человеку на слух отличить хорей от амфибрахия и более чутко относиться к родному языку.

Конечно, когда малыш ударяет бубном по батарее, это немного раздражает. Особенно, если ваши соседи люди с нервной душевной организацией. Но не спешите ломать бубен о колено. Предложите малышу другой инструмент для ритмического упражнения. Нет-нет, ватные палочки не подойдут. Трещотки, кастаньеты, ложки, в конце концов, вы могли бы установить звукоизоляцию и получше. Ценность развития чувства ритма - общее место в детской психологии. Ритмические качания, поглаживания, стишки, потешки и колыбельные с младенчества помогают организовать ребенку восприятие мира вокруг. В дальнейшем дети могут сами создавать ритмические рисунки - и это, между прочим, первые шаги к познанию и пониманию музыки. В общем, страшно полезное дело.

Можно привести еще множество примеров, когда ребенок "хочет странного". Но думаю, что все уже узнали своих детей и вспомнили всевозможные ситуации, когда вам очень хотелось скорее "остановить это" и занять ребенка чем-то, на ваш взгляд, полезным. Очень надеюсь, что теперь вы перестанете испытывать тревогу и угрызения совести, если малыш сидит в комнате с разбитым диваном, трещоткой и пролитыми красками… Он там полноценно развивается!

Все вышеописанное применимо и к школьникам, и к подросткам. Чаще всего здравые идеи и серьезные увлечения появляются и формируются именно в моменты праздности. Когда у мозга есть возможность переработать весь опыт в спокойной обстановке без получения постоянных стимулов. Не зря говорят, что каждая идея должна "отлежаться". Иногда этой идее необходимо отлежаться на кровати "вместе с ленивым подростком", но скорее всего именно после такого тайм-аута ребенок сам придет к вам с предложением, в какой кружок он хочет пойти или на кого учиться, и вообще его осенит, что же ему на самом деле интересно. Так что и по поводу подростковой лени и глупостей беспокоиться тоже стоит разумно.

Напоминаю, что если вас заинтересовала проблема родительской тревоги, кстати, очень часто неосознаваемой, и ее влияния на вашу жизнь, отношения с ребенком и его поведение, напишите об этом в комментариях. Как всегда жду ваших историй, вопросов и предложений.

Автор текста: клинический психолог, психолог СРОО "Севастопольские мамы" Светлана Боровая.

Оказать помощь