Зачем мамам нужно читать?

Языки

Вы здесь

Чтение с увлечением

Сюрприз-сюрприз! Психолог снова на связи. Сегодня я позволю себе поговорить с Вами на одну из моих самых любимых тем. А именно - о пользе чтения книг. Не скрою, в какой-то мере я выполняю заказ нашего книжного клуба. Наша замечательная Валерия Пищугина обратилась ко мне с просьбой рассказать о том, что именно дает чтение и детям и взрослым. А также почему наш читательский клуб очень важен для улучшения качества жизни "нашим мамам".

Думаю, те кто внимательно читают нашу психологическую рубрику, уже заметили, что я часто пишу о том, что чтение - один из самых необходимых навыков в развитии интеллектуальных способностей человека. Я даже написала статью, где разбирала, с каких книг лучше начинать приобщение детей к чтению. В статье речь шла именно о самых маленьких читателях. Пожалуй, стоит продолжить эту тему и поговорить о литературе для детей постарше. Постараюсь не забыть) А сейчас речь пойдет о том, как именно чтение влияет на наш мозг с психофизиологической точки зрения, какое воздействие оно оказывает на психические процессы и на нашу жизнь в целом.

Все слышали выражение о том, что люди, читающие книги, всегда успешнее людей, которые смотрят телевизор. Вопрос о чтении книг особенно актуален с развитием современных технологий. Большинство людей теперь смотрят различные видео, читают небольшие посты в социальных сетях и на сайтах и, конечно, играют в компьютерные игры. Теперь у человека появилось больше способов получить информацию. Когда вы в последний раз читали книгу или серьезную статью в журнале? Не ограничены ли ваши ежедневные читательские привычки твитами, обновлениями в ВК или инструкцией на коробке с овсянкой? Если вы один из многих, у кого нет регулярной привычки читать, возможно, вы упускаете кое-что. Так какая польза от чтения книг?

1) Чтение держит мозг в тонусе и улучшает нейронные связи.
Чтение устраивает мозгу хорошую комплексную разминку, как телу в тренажерном зале. Просмотр фильмов или прослушивание лекций не дают такого же сильного эффекта. Взрослым людям, не страдающим дислексией и другими расстройствами, осложняющими чтение, это занятие кажется элементарным. Но с точки зрения нейробиологии чтение - чрезвычайно сложный процесс. Причем независимо от того, что именно мы читаем. Дело в том, что способность к чтению не заложена в мозге человека, как, например, способность к производству и пониманию устной речи. Письменность, а значит, и чтение, появились, когда человеческий мозг в современном его виде был уже сформирован, поэтому в нем нет специальной системы для этих функций. Мозгу пришлось приспособить под задачи чтения разные зоны: зрительную и моторную кору, речевые и слуховые центры (даже если мы читаем не вслух, а про себя), мозжечок, лобные и височные доли, элементы лимбической системы, отвечающие за память. Один только процесс распознавания и декодирования букв в слова и затем в смысл активизирует не менее восьми областей мозга и нейронные связи между ними.

Чтение задействует сразу несколько сложных когнитивных функций: внимание, кратковременную и долговременную память, абстрактное и ассоциативное мышление. Но мы не ограничиваемся механическим переводом знаков в смысл; мы одновременно размышляем над прочитанным, то есть запускаем еще более сложные процессы. Чем более глубокого осмысления или развитого воображения требует от нас текст, тем интенсивнее приходится работать нашему мозгу. При чтении в мозгу формируется множество новых нейронных связей, что собственно и определяет качественный показатель нашей интеллектуальной деятельности. Чем больше нейронных связей - тем мощнее наш процессор.

2) Чтение тренирует внимание и память.
Давая мозгу регулярные нагрузки, мы как минимум поддерживаем в рабочем состоянии нейроны - нервные клетки, из которых состоит серое вещество мозга, и зоны контакта между ними - синапсы. Значит, регулярно «включая» нейроны и синапсы в зонах мозга, задействованных в процессе чтения, мы поддерживаем у себя те функции, за которые они отвечают. В их числе - внимание и память. Именно они в первую очередь страдают в преклонном возрасте, если их не тренировать. Преобразуя наборы букв в слова, наш мозг «достает» слова и их значения из так называемого ментального лексикона. В зависимости от того, насколько часто мы используем то или иное слово, срабатывает кратковременная либо долговременная память.

Научные исследования доказали, что высокая вовлеченность в интеллектуальную деятельность в раннем и среднем возрасте снижает риск развития болезни Альцгеймера в старости у тех, кто к ней предрасположен. Для наилучшего эффекта интеллектуальная деятельность должна быть разнообразной. Чтение книг - настолько простой, но при этом эффективный вариант, что его вполне можно сделать «базовым» занятием, дополнив, например, изучением иностранных языков, игрой в шахматы, кроссвордами и головоломками. Главное - регулярность, но если подбирать по-настоящему увлекательные книги, то ежедневные читательские «тренировки» будут в радость. Тренировка внимания в нашу эпоху информационных перегрузок полезна абсолютно всем. И если вы выбираете в качестве тренировки внимания чтение, то лучше читать бумажные книги - они, в отличие от электронных гаджетов, не провоцируют нас отвлекаться на другие ресурсы.

3)Чтение погружает нас в атмосферу другого мира.
Во время чтения художественной литературы сила воображения помогает нам ощутить то, о чем говорится в книге. Мозг реагирует на упоминаемые в книге явления и предметы так, как если бы читатель имел с ними дело в действительности. Например, при прочтении слова «кофе» у нас активизируется область мозга, отвечающая за обоняние, как будто мы чувствуем кофейный аромат. Воздействие прочитанного на мозг продолжается даже после того, как мы оторвались от чтения и вернулись в реальный мир.

Это подтвердило исследование, проведенное в Университете Эмори (США). Там студенты-добровольцы в течение девяти вечеров читали книгу, после чего каждое утро им делали магнитно-резонансную томографию (МРТ) мозга. Исследователи выбрали для испытуемых исторический роман Роберта Харриса «Помпеи». За счет острого, драматического сюжета он до конца держит читателей в напряжении. После начала чтения и на протяжении всего исследования у студентов появились активные связи в виде узлов и соединений в разных областях мозга - исследователи называли это явление повышенной связностью.

Повышенная связность проявилась не только в речевых областях мозга, но и в зонах, отвечающих за соматосенсорные и моторные функции. Эти области участвуют в создании наших представлений о физических ощущениях. Например, когда мы представляем бег, в мозге активируются те самые нейроны, которые «включаются», когда мы действительно бежим. Сопереживая событиям романа, мы как будто сами переживаем их в буквальном смысле. Интересно, что обнаруженная повышенная связность сохранялась в мозге студентов даже через пять дней после окончания чтения. Ведущий автор исследования нейробиолог Грегори Бернс сравнил это явление с мышечной памятью. Как долго длится эффект, пока неизвестно. Есть ли у столь глубокой силы воображения практическая польза? Да - и об этом ниже.

4) Чтение помогает нам лучше понимать других людей.
В психологии и нейрофизиологии существует такое понятие, как внутренняя модель сознания другого человека (Theory of Mind). Этим термином обозначают способность понимать чужие переживания как собственные и благодаря этому объяснять и прогнозировать поведение других людей. Кому-то эта способность присуща в большей степени, кому-то в меньшей - в зависимости от врожденной эмпатии и опыта взаимодействия с другими людьми. За эту способность отвечает тот самый эмоциональный интеллект, о тренировке которого недавно также была статья.

Американские психологи Дэвид Комер Кидд (David Comer Kidd) и Эмануэль Кастано (Emanuele Castano) в 2013 году доказали, что чтение художественной литературы повышает понимание чужого сознания. Важное условие: это должна быть качественная литература. Тысяче участников эксперимента предложили прочитать отрывки из качественной художественной литературы, легкой популярной литературы и научно-популярной литературы (нон-фикшн). Книги для первого списка взяли из числа последних финалистов национальных литературных премий, а для второго - из списка бестселлеров Amazon. Тексты имели разное содержание и тематику. После того как участники исследования прочитали тексты, психологи протестировали их на понимание чужого сознания.

Лучшие результаты показали те, кто читал качественную художественную литературу. Авторы эксперимента объясняют эти данные тем, что в большой литературе все как в жизни: герои - сложные личности, их внутренний мир не раскрывается очевидным для читателя образом. Читателю приходится анализировать героя, то есть прикладывать интеллектуальные усилия и включать творческое мышление. Полученный опыт понимания вымышленных героев читатель затем успешно переносит на реальные ситуации. Возможно, не последнюю роль в этом полезном эффекте играет то, что мы физически вживаемся в героев, как показало исследование, описанное выше.

5)Чтение снимает стресс
Благодаря эффекту отключения от реальности чтение снимает стресс лучше, чем прогулка и прослушивание музыки. А если усесться за книгу с чашкой любимого чая или кофе, то вы почувствуете облегчение еще быстрее. При этом не важно, что именно вы читаете - роман, который получил национальную премию, или незамысловатый детектив. Главное, чтобы процесс вас поглощал.

В ходе одного из экспериментов в Университете Сассекса (Великобритания) группе волонтеров сначала искусственно повысили уровень стресса, затем предложили несколько способов релаксации, после чего снова измерили уровень стресса (показателями были сердечный ритм и мышечное напряжение). Способами расслабления стали чтение книг, прослушивание музыки, сеанс видеоигры, прогулка, чашка чая или кофе. Чтение оказалось самым эффективным - оно снизило уровень стресса на 68%, при том что испытуемые провели за книгой всего по 6 минут.

Вторым по эффективности результатом стало прослушивание музыки - это занятие уменьшило уровень стресса на 61%. Чашка чая или кофе снизила его на 54%, прогулка - на 42%, а сеанс видеоигры - всего на 21%. Проводивший исследование когнитивный нейропсихолог Дэвид Льюис объяснил успокаивающий эффект чтения тем, что в процессе чтения задействуется очень большой объем нейронов головного мозга и таким образом стрессовая доминанта "рассасывается" и происходит переключение на другие психические процессы.

6)Увеличение словарного запаса.
Каждый человек имеет свой словарный запас (активный и пассивный) в определенном, индивидуальном объеме. Словами из активного запаса мы пользуемся каждый день в бытовой речи. Пассивный же представлен совокупностью слов и речевых оборотов, которые взяты из литературной речи и не используются каждый день. Начитанному индивидууму будет значительно легче сходу подобрать ряд синонимов к нескольким предложенным словам. Это также говорит о нейропластичности его мозга и способности находить неординарные выходы из ситуаций. Исходя из этого польза чтения книг очевидна.

Ну а теперь ответы на вопросы о чтении с которыми мне чаще всего приходиться сталкиваться.

Что делать, если не хватает времени на чтение? На самом деле, это не проблема, а банальная отговорка. Скажу по себе: мой день расписан по минутам, и да, мне катастрофически не хватает времени на прочтение целой книги (а так хотелось бы), но найти минимум 30–40 минут на чтение у меня получается при любом графике. Почему? Все просто - я люблю читать! Для меня это не наказание или обязанность, пожалуй это даже больше, чем удовольствие. Для меня это насущная необходимость, потребность. Если я не буду читать, то просто умру от интеллектуального голода. Поэтому, когда мне задают такой вопрос, я всегда отвечаю: вы просто не любите читать.

Что делать, если я хочу читать, но не могу себя заставить? Для начала можно читать совсем понемногу: по 2 - 3 страницы в день. Здесь главное условие - правильно выбрать литературу. Если вам понравится произведение, то через 20–30 страниц, вам уже самому захочется узнать, что будет дальше. Поэтому выберите жанр, который вам максимально близок и интересен, и тогда все обязательно получится!

Как выбрать интересную книгу? В случае " Севастопольских мам" этот вопрос даже задавать смешно. Конечно, обратитесь в наш читательский клуб! Скажите нам, какая тематика вам наиболее интересна, и попросите сориентировать в огромном мире литературы. Поверьте, вас завалят вариантами, и вы еще будете выбирать.

Что делать, если я сильно устал после работы, и на чтение нет сил? Ну, здесь совсем все просто. Если сил нет читать, то слушать силы точно найдутся. Поэтому вам в помощь аудиокниги! Такие книги читают обычно хорошо поставленным и приятным голосом, и вы сможете не только получить удовольствие от содержания, но и расслабиться после трудового дня.

Что делать, если ребёнок не хочет читать? Самым эффективным и простым способом был и будет личный пример. Если ребенок растет в читающей семье, то он с детства будет воспринимать это как норму, и сам будет стремиться читать. Чаще читайте всей семьей, еще лучше по ролям - детям это очень нравится. И запомните, насильно любовь к чтению привить невозможно!

Какова мораль сей басни? Все очень просто: читать всегда, читать везде! Ударим нашим читательским клубом по серым будням, депрессии и болезни Альцгеймера. Ура!

Автор текста: клинический психолог, психолог СРОО "Севастопольские мамы" Светлана Боровая.

Оказать помощь