Новый год снова настает. Снова наша психологическая рубрика пришлась на "почти праздничный день". Мне повезло, ведь статьи выходили 31 декабря, в Рождество и теперь на "Старый Новый год". Как, возможно, заметили наши внимательные читатели, эти статьи были не на серьезные темы. Вернее, серьезные темы были в юмористической обертке. Доведу уже этот марафон до конца и этой статьей закрою праздничный несерьезный подход и с следующей статьи начну писать на "серьезные темы". Но не обещаю.)))
Эту статью я задумывала еще перед Новым годом, но решила не портить людям излюбленную новогоднюю духовную пищу. Начиная с 31 декабря, на большинстве телеканалов страны транслируется полюбившийся всем и разорванный на цитаты фильм «Ирония судьбы, или с легким паром!». Обгоняя актеров в кадре зрители от Камчатки до Калининграда будут произносить любимые фразы - ведь без этот фильма не проходит ни один Новый год. А праздничный вечер без него считается таким же неполным, как если бы на столе не оказалось шампанского, оливье или душистых мандаринов. Нет надобности говорить о переплетениях судьбы героев картины - все знают об этом наизусть. Но давайте попробуем взглянуть на характеры, полюбившиеся всем, въевшиеся в душу, трезвым, «психологическим взглядом». Причем самым трудным в этом эксперименте будет вынесение за рамки обсуждения талантов, реального успеха, внешности актеров, которые играли в фильме. Навряд ли бы картина имела такой грандиозный успех по всей стране без их филигранной работы в известных ролях. Просто представьте, если бы эта история произошла с обыкновенной учительницей и обыкновенным хирургом.
Сразу оговорюсь, готовясь к этой статье, я прочитала около двадцати психологических разборов "Иронии судьбы". Можно сказать, что сейчас это некий психологический тренд. Я в этой ярмарке тщеславия не участвую. Мне этот действительно любимый фильм никогда не казался комедией. Я с детства видела в нем историю не слишком счастливых людей, с которых обстоятельства срывают маски, ставят в непростые ситуации, заставляют переоценивать себя и свою жизнь и толкают к сложным решениям. Но свой подробный обзор я не сочиняла. Мне как раз интересно сравнить разные профессиональные мнения и познакомить вас с ними. Предлагаю вам два почти полярных мнения. Один из них - это психологический анализ личности главных героев фильма, а другой выражает отношение определенного круга психологов к такому подходу.
И так начнем с персонажей. Далее я цитирую.
Надя. Наде Шевелевой - 34 года, она работает учительницей и, несмотря на отношения с Ипполитом, периодически чувствует себя очень несчастной. Надю прекрасно характеризует фраза: «Прихожу домой, сажусь в кресло и начинаю себя жалеть...». Этого персонажа смело можно назвать невротиком с явными признаками жертвы, и вот почему:
• Она десять лет встречалась с женатым мужчиной (а это говорит о дикой неуверенности, инфантильности и нелюбви к себе);
• Выбирая Ипполита в потенциальные мужья, она ориентируется не на собственные искренние чувства к нему, а на то, что он весь из себя положительный, статусный и с серьезными намерениями;
• Вместо того, чтобы решать самой, как жить, с кем спать и кого выбирать в партнеры, она прислушивается к советам подруг. Кроме того, общественное мнение для нее очень важно - вспомни, как она переживала, что о ней подумают в школе, если узнают, что Новый год она встречала «с каким-то проходимцем».
• Надя абсолютно не умеет любить себя: она жертва и всю жизнь будет «западать» только на мужчин, которых у нее нет - женатых, из другого города и так далее.
Лукашин. В свои 36 лет Женя Лукашин представляет из себя некоего «тюфяка», как он сам себя называет. Лукашин живет с мамой, работает хирургом и, прямо скажем, звезд с неба не хватает. Он довольно стеснительный, в чем-то даже забитый человек, который боится брать ответственность за свои поступки и может проявить себя только когда выпьет. Его отношение к жизни и к себе самому характеризует следующая фраза: «Наверно, я останусь старым холостяком. В конце концов, зачем мне жениться? Никакая жена не будет заботиться обо мне так, как мама». Почему же Лукашин - тоже невротик и далеко не идеальный жених?
• Он бесхребетный и полностью зависит от мнения матери - показателен эпизод, когда он спрашивает, нравится ли ей Галя, на которой он собирается жениться;
• Он завистлив - вспомни момент, когда на свадьбе друга он желает невесте (Ире) поскорее бросить жениха (Павла) и уйти к нему, Жене. Это было подано, как шутка, но в каждой шутке, как мы знаем...
• Ему присущи свойства мужчины нарцисса: он склонен сначала идеализировать Надю, потом обесценивать, затем хамить ей, далее - навязывать свою волю (когда отказывается лететь первым рейсом в Москву и предлагает погулять утром по Эрмитажу) и тому подобное. В фильме много эпизодов, где со стороны Лукашина в адрес Нади читается откровенный абьюз.
• Женя Лукашин не готов к серьезным отношениям и никогда не будет готов. Мы видим это и в его истории с Галей, которой он два года не может сделать предложение, и в ситуации с Надей, с которой они вскоре расстанутся, и во второй части фильма, где рассказывается, что брак Лукашина со следующей женщиной также закончится крахом.
Ипполит. Говоря об Ипполите, вспоминается одна его фраза: «Не делайте из меня идиота!». Это глубоко несчастный персонаж: сначала он вызывает отторжение и непонимание, а потом - вполне искреннее сочувствие. Ведь даже если не анализировать его с психологической точки зрения, невооруженным взглядом заметно, что он страшно не уверен в себе.
Вот несколько причин, доказывающих, что Ипполит - невротик и не может стать хорошим мужем:
• Он ужасный ревнивец: вместо того, чтобы вежливо и адекватно выпроводить пьяного Лукашина из квартиры своей возлюбленной, он истерично кричит и закатывает скандал. А психологически здоровые люди ревностью не страдают;
• Он импозантен, хорошо зарабатывает, занимает определенный статус в обществе, но к своим сорока годам до сих пор не женат. В его поведении сквозит отчаяние, ведь он догадывается, что Надя не слишком его любит, но все равно готов жениться на ней, так как она хороша собой, интеллигентна и положительна.
• Ипполит страдает серьезной паранойей. Он мрачен, часто агрессивен, почти не улыбается и постоянно подозревает окружающих в «заговоре» против себя - так себе качества для идеального мужа.
Возвращаемся домой в Севастополь. Думаю наши читатели поняли, почему я не приводила подобные обзоры под Новый год. Не хотелось портить праздник. Хочется смотреть фильм с прежним удовольствием без "психологических заморочек". А вот к следующему празднику вы уже успеете все это развидеть. Это я еще выбрала самый мирный и довольно профессиональный разбор. Если кого-то заинтересует почитайте мнение психоаналитиков. Но боюсь, что такое уже не забудется.) Ну а теперь совершенно полярной мнение. Далее опять цитирую.
"В последние несколько лет стали регулярно появляться публикации, представляющие «свежий» психологический взгляд на личностные особенности главных героев знаковых советских фильмов. А поскольку приурочено это к «информационным поводам», то в начале января больше всех «огребают» персонажи Рязановской «Иронии судьбы».
Однако раз уже взялись за это неблагодарное дело, то хотя бы вслушиваться надо в то, что говорят персонажи, раз уж вы пытаетесь их превратить в клиентов! Ведь фильм-то – про дедушек и бабушек нынешних двадцатилетних скептиков и всезнаек. Очевидно, у них все было по-другому! Откуда такое недоверие к мотивам, которые озвучивают сами герои? Получается, что в поведении персонажей, обусловленном исключительно социальными проблемами «развитого социализма», вдруг начинают находить чуть ли не психопатологическое объяснение. В СССР вполне нормальным явлением было жить с мамой и папой: купить квартиру было практически невозможно (их, в основном, выдавало государство), а снимать не принято, да и не по карману. Да, Женя Лукашин действительно до 36 лет не был женат, но не потому, что у него неразрешенные эдиповы проблемы с мамой, а потому, что в 1970-е годы люди верили в то, что жениться надо раз и навсегда. И замуж тогда массово выходили девственницами. Обратной стороной такого пуританства, кстати, была способность к безумствам ради любви. Вы все еще хотите к этим людям подойти с мерками современной морали?
«Ирония судьбы» - новогодняя лирическая комедия, сказка. С точки зрения развития сюжета, и уже тем более психологических мотиваций, все в ней безупречно. А вот попытки представить психологические особенности как выжимку из неподобающих к употреблению современным человеком «советских ценностей» выглядят примерно так же убедительно, как утверждение: «в СССР счастья не было и быть не могло».
Любовь - всегда «встреча», а внезапная любовь действительно выглядит отчасти нелепо, несвоевременно. И окружающие Женю и Надю люди не раз оказываются в замешательстве, а то и вовсе в дурацком положении. Любовь - одно из «потоковых» состояний, в котором изменяется ощущение времени. У героев фильма в какой-то момент возникает ощущение, что они прожили целую жизнь - они знакомятся, ссорятся, мирятся, расстаются, встречаются и в результате кардинально меняют свою жизнь меньше чем за сутки.
Любовь - это еще и внезапно возникающие бесконечное доверие и близость. Недаром Ипполит и Галя в какой-то момент спрашивают Надю и Женю: «Вы что, знакомы много лет?» А вроде как «ругательная» фраза Нади «Пришел ко мне, как к себе домой!» через непродолжительное время превращается в сущую правду.
Кстати, Женина нерешительность в вопросах брака вполне может быть объяснена не пресловутым «инфантилизмом», а наличием у него в вопросах любви «мотивации роста», а именно: «ничего страшного не будет, если у меня не будет отношений, меня интересуют только те отношения, в которых я куда-то продвинусь, получу что-то новое». Ведь Женя готов сделать самые высокие ставки: или взаимная любовь, или одиночество. И когда после возвращения из Ленинграда он говорит маме: «да и не надо мне жениться» - это как раз про решимость остаться одному, а не про нежелание оставаться по жизни с мамой. Любовь с первого взгляда - для людей ненормальных. В фильме Ипполит и Галя не способны на безумства, они трезво рассуждают. И вот как раз они остаются ни с чем. А «инфантильные» по современным меркам Женя и Надя оказываются способными влюбиться друг в друга с первого взгляда и, поставив на кон свое будущее, добиться желаемого результата. Так что фильм - точно про «ненормальных», то есть про тех, которым лучше несколько часов в любви, чем всю жизнь без нее. И которые готовы всем рискнуть ради любви. И именно за это свойство про них снимают фильмы, пишут романы, прославляют в стихах и песнях! И поэтому «С легким паром» пользуется такой популярностью - потому что сказка, потому что про чудесное и невозможное."
Пожалуй, эти два анализа фильма не столько противоречат, сколько дополняют друг друга. Я со своей стороны хотела немного развлечь вас и поделиться возможностью взглянуть новыми глазами на привычный, можно сказать ритуальный Новогодний фильм. Ну, а пока Святки продолжаются. Давайте еще немного задержим атмосферу Новогодних праздников - добрую и сказочную. От всей своей психологической души поздравляю Вас, с Новым годом, Рождеством, Старым Новым годом и Крещением! Берегите друг друга и верьте в чудеса - обыкновенные и не очень.
Автор текста: клинический психолог, психолог СРОО "Севастопольские мамы" Светлана Боровая.