Учитывая, что в последнее время большинство вопросов, с которыми граждане обращаются в общественную организацию «Севастопольские мамы», связаны с постановкой на жилищную очередь, юрист подготовила отдельную публикацию на эту тему в формате вопрос-ответ.
1. Кто может встать на жилищную очередь в г. Севастополе?
Согласно ч.2 ст. 1 Закона города Севастополя от 5 мая 2015 года № 134-ЗС "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе" (далее - Закон) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются:
1) граждане, проживающие в городе Севастополе в общей сложности не менее десяти лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, следующих категорий:
а) граждане, признанные малоимущими по основаниям, установленным статьей 2 настоящего Закона;
б) многодетные семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
в) ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий;
г) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов;
д) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены их семей;
2) реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в Севастополе в связи с репрессиями, члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также дети, родившиеся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении, признаются нуждающимися в жилых помещениях и принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) граждане, проживающие в городе Севастополе в общей сложности не менее десяти лет, являющиеся нанимателями и (или) собственниками (членами семьи нанимателей и (или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах, общежитиях и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в городе Севастополе для проживающих в коммунальных квартирах, общежитиях;
4) педагогические работники.
2. Если семья относится сразу к нескольким категориям (например, малоимущая и многодетная или многодетная, в которой воспитывается ребенок-инвалид), имеет ли право такая семья состоять на жилищном учете по нескольким основаниям?
Да, согласно ч.3 ст. 16 Закона, если гражданин имеет право состоять на жилищном учете по нескольким основаниям, по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
3. Какая семья признается малоимущей для постановки на жилищную очередь?
Согласно ст. 2 Закона малоимущими признаются граждане, чей ежемесячный доход не превышает двукратной официально установленной в городе Севастополе величины прожиточного минимума на душу населения, а стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не превышает десятикратной средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилья в городе Севастополе.
4. Какова учетная норма площади жилого помещения на одного человека в г. Севастополе?
В соответствии со ст. 3 Закона учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Севастополе составляет: 12 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах; 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах, общежитиях.
5. Какой площадью помещения определяется нуждаемость в улучшении жилищных условий, общей или жилой?
Исходя из приведенной выше ст. 3 Закона учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Севастополе определяется ОБЩЕЙ площадью такого помещения. ОДНАКО, согласно ч.5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования (санузлы, кухни, коридоры, кладовки – прим. автора), предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ БАЛКОНОВ, ЛОДЖИЙ, ВЕРАНД и ТЕРРАС.
6. Имеет ли право гражданин встать на жилищный учет, если в г. Севастополе проживает более 10 лет по временной регистрации (если оформлено свидетельство о регистрации по месту пребывания) либо без таковой?
Нет, для постановки на жилищный учет учитывается срок только постоянной регистрации. ОДНАКО, факт постоянного проживания можно установить в судебном порядке при наличии надлежащих доказательств.
7. Как определяется общая площадь жилого помещения семьи, если супруги прописаны по разным адресам или членам семьи принадлежит на праве собственности иная жилая недвижимость?
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из СУММАРНОЙ общей площади всех указанных жилых помещений.
8. Кто является членами семьи/гражданина при постановке последней/го на жилищную очередь?
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его СУПРУГ, а также ДЕТИ и РОДИТЕЛИ данного собственника. Других родственников можно признать членами семьи, если владелец квартиры сам вселил их к себе. Аналогичные положения указаны в ч.1 ст. 69 ЖК РФ относительно определения членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
9. Каковы последствия отчуждения жилого помещения гражданином или членом семьи до постановки на жилищную очередь?
Согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
С учетом правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. № 258-0-0, ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, допустимы в том случае, если гражданами совершались УМЫШЛЕННЫЕ действия с целью создания ИСКУССТВЕННОГО ухудшения жилищных условий, которое могло привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что не всегда только лишь сам факт отчуждения имевшегося жилого помещения свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий, однако обстоятельства, свидетельствующие об обратном, гражданину придется доказывать в судебном порядке при обжаловании решения гос.органа об отказе в постановке на жилищную очередь.
10. Правомерно ли решение гос.органа об отказе в постановке на жилищную очередь многодетной семье, если не предоставлены сведения о стоимости находящегося в собственности заявителя и членов его семьи имущества, подлежащего налогообложению?
Нет, поскольку согласно п.8 ст. 7 Закона такие сведения необходимо предоставлять только гражданам, которые признаны малоимущими (кто такие малоимущие см. ответ на вопрос № 3). Если же семья относится сразу к нескольким категориям (малоимущая и многодетная семья) и желает быть принятой на жилищный учет по всем двум основаниям, то необходимо предоставить не только указанные сведения, но и сведения о доходах такой семьи за 12 месяцев, предшествующих обращению для принятия на учет.
Если у вас остались вопросы, связанные с постановкой на жилищную очередь или получением отказа в такой постановке, прошу задавать их в комментариях к этой публикации. К обсуждению этой темы приглашаю также и Департамент капитального строительства
Автор: - юрист СРОО "Севастопольские мамы" Елена Меченкина.