Негативные реакции окружающих на ребенка-инвалида

Языки

Вы здесь

В рамках проекта "Вместе с мамой верь в себя" 19 февраля состоялся очередной вебинар на тему "Взаимоотношения семей, имеющих детей-инвалидов, с внешним миром". Вебинар провели руководитель проектв Михаил Сапаров и я - психолог проекта Светлана Боровая. Наибольшее количество вопросов, связанное с темой инвалидности, мы с Михаилом получили о том, как родителям детей-инвалидов взаимодействовать с окружающими миром. Нас спрашивали и о зависимости от помощи близких, а также о том, как реагировать на зачастую неадекватные и агрессивные выпады со стороны окружающих в адрес детей-инвалидов или их родителей.

Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно, если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или если его поведение кажется другим угрожающим). Окружающие часто уклоняются от общения, и дети с ограниченными возможностями здоровья практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. Это очень большая проблема нашего общества и очень большая беда для самих инвалидов и их семей.

На вебинаре мы с Михаилом обсудили эти проблемы и постарались разработать стратегии поведения, которые родители смогли бы применять для комфорта и безопасности своих детей, а также в ответ на неадекватные или даже агрессивные выпады окружающих. Конечно, мы не претендуем на откровение, но постарались обобщить свой опыт, рекомендации специалистов и ,конечно, советы родителей детей-инвалидов, которые поделились с нами своими соображениями. Просмотр вебинара доступен в инстаграм на странице проекта https://www.instagram.com/schoolvervsebya/, всем заинтересованным советую с ним ознакомиться. Я же со своей стороны поделюсь с вами несколькими тезисами и советами, которые мы сформулировали в ходе вебинара. Прежде всего, они будут касаться того, как родителям реагировать на недружественные замечания посторонних в адрес ребенка-инвалида.

1) Прежде всего, оцениваем любые выпады в адрес вашего ребенка с позиции его интересов и его глазами. Если ваш ребенок в силу разных причин не улавливает негатива, и прямой угрозы для него нет, лучше вообще игнорировать недалеких людей. Что называется "собака лает, а караван идет". Таким образом вы не привлечете его внимания к неприятному событию, не создадите стрессовую ситуацию для него и не вовлечетесь сами в конфликт, сохраняя нервные клетки.

2) Если ваш ребенок понимает, что о нем негативно высказываются, то заботьтесь тоже прежде всего о нем. Обращайтесь к ребенку, а не к обидчику. Присядьте, обнимите своего малыша, защищая, и объясните ему "что вот эти дети или эти тети-дяди просто плохо воспитаны и не знают что все люди разные, они просто не знают какой ты хороший, не обращай внимания". После этого по возможности отходите или игнорируйте дальнейшие выпады. Главное, чтобы ваш ребенок чувствовал себя под защитой.

3) Очень часто окружающие не понимают, что поведение ребенка вызвано его психическими или физическими особенностями. Взрослые принимают какие-либо проявления за избалованность,"плохое воспитание", действия "назло". Дети могут просто не понять и испугаться. В целом, это можно понять. Слава богу, мы не ходим с табличками "инвалид" на шее, и мы все не телепаты. Это нужно учитывать. Понимаю, что обидно, что устали и измотаны, но все же лучше не кидаться в открытый конфликт.

Прежде всего, используем первые два совета. Либо переходим к технике "я-послание". Эта техника вообще идеальна во всех недопониманиях и конфликтах. Ее суть - констатировать факты и выражать свои чувства, не переходя в полемику и на личности. Например, на замечание глухому ребенку в автобусе, что он громко что-то выкрикивает и, значит, плохо воспитан, можно ответить следующее: "Мне очень жаль, что вы так понимаете происходящее. Мой ребенок не слышит. Ему недавно поставили слуховой аппарат и он пробует разные звуки. Он еще не понимает, что мешает окружающим, но скоро научится". Думаю, что после такой отповеди все в автобусе будут на вашей стороне. То же самое и с истериками у аутистов. "Мне неприятно, что вы так высказываетесь в адрес моего ребенка- инвалида. Он очень устал, ему плохо, поэтому он так себя ведет". Уверена, что доброхот-критик сразу ретируется.

4) Изучаем поведение своего ребенка. Ответственному родителю необходимо понимать и предвидеть, что именно в поведении ребенка может вызвать негативную реакцию, и продумать, как этого избежать. Мы не только защищаем нашего ребенка от окружающих, но и окружающих от него. То есть, если вы знаете, что ваш ребенок боится детского плача и может попытаться "устранить его источник", то особенно следим за ребенком на детской площадке, уводя в случае "угрозы плача" или надеваем ребенку шумоподавляющие наушники, создавая ему комфортную ситуацию. Также в случаях если ваш ребенок попадает в зону действий и ответственности других людей - предупреждайте их о его особенностях. Тогда все будут готовы и сделают "поправку на ветер". Не стесняйтесь. Быть инвалидом не стыдно, стыдно обидеть такого человека, пусть и по незнанию. И, как всегда, я напоминаю, что стоит обращаться к специалистам за поведенческой терапией, чтобы помочь ребенку избавиться от опасных для него самого и окружающих стереотипов поведения.

Это были общие рекомендации, а сейчас еще два частных совета. Михаил предложил в случае, если другие дети дразнят вашего ребенка, подойти к ним и тихо посоветовать отправиться к своим родителям и сказать "что меня плохо воспитали". Я бы еще и про родителей спросила, как зовут и где живут-работают, мол сама им передам, если вы не дойдете. Уверена на 100%, что обзывания прекратятся, и дразнящийся ребенок предпочтет убраться подобру-поздорову.

Я же, со своей стороны, еще предложила достаточно радикальный способ, но применимый также в ответ на радикальное хамство и агрессию. Сейчас мир цифровой техники. Все ходят с телефонами с видеокамерами. Снимайте или сделайте вид, что снимете неадекватного товарища и сообщите, что передадите запись в компетентные органы и подадите в суд за оскорбления и угрозы в адрес инвалида. Во-первых, это даже возможно (я надеюсь). Попросим нашего юриста это прокомментировать. А во вторых - только трусливые и безграмотные люди нападают на слабых или на тех, кого не понимают. Так что, вполне убоятся и уберутся восвояси.
Помните, что в мире принято уважать людей с инвалидностью. Те, кто ополчаются на детей-инвалидов, в современном обществе всегда порицаются. Так что добрые, заботливые, понимающие и толерантные люди находятся в большинстве. Они на вашей стороне. Не стесняйтесь обращаться за помощью и поддержкой, и она обязательно придет!

Автор текста: клинический психолог, психолог СРОО "Севастопольские мамы" Светлана Боровая.

Оказать помощь