Если первая любовь у ребенка случается в совсем маленьком возрасте - в 3, 5, 7 лет, как правило, взрослые не воспринимают происходящее всерьез. Самая частая родительская реакция на ранние влюбленности детей - это смех и юмористичные комментарии.
А ведь именно в этот период у ребенка формируется база для поло-ролевых отношений, на которой человек впоследствии строит свою личную и семейную жизнь. Поэтому я рекомендую отнестись к первым влюбленностям ребенка как к репетиции: до серьезных любовных переживаний в подростковом возрасте остаются считанные годы, и они пролетят так быстро! К пубертату мнение родителей станет менее интересным и совсем не таким важным, как мнение ровесников, ведь центральная задача у каждого нормального подростка - это построить отношения в группе сверстников, уметь наладить общение, заводить новые знакомства и пользоваться авторитетом в группе. От реализации этих задач напрямую зависит самооценка подростка и его дальнейшее социальное развитие. Потому нам так важно правильно общаться с детьми в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда доверительные отношения с мамой еще находятся на своем пике, и именно в этом возрасте у ребенка начинают формироваться правильные понятия, развиваться глубокое, а не поверхностное, отношение к избраннику (избраннице). Это отличный возраст, когда тактичные родители могут помочь ребенку научиться ставить перед собой правильные вопросы.
Особенности детской любви.
1) Эмоциональность и переменчивость. Дети - существа эмоциональные, они любят сердцем, чувствами, без доводов разума. Детская любовь - она без рассуждений, это сплошное бескорыстное восхищение партнером. Существует мнение, что совсем ранние влюбленности происходят у чувствительных и развитых детей с особо тонким эстетическим восприятием, влюбленность у них - это естественная эмоциональная реакция на красоту. При этом эмоциональность и эстетические ценности у ребенка еще незрелые и находятся в процессе формирования, в связи с чем часто меняются вкусы, интересы, а вместе с ними быстро могут меняться и объекты привязанности. Это нормально, и ни в коем случае не надо шутить, смеяться и тем более критиковать ребенка из-за этого!
Переменчивость в поведении и высочайшая эмоциональность - два основных качества у детских влюбленностей. Так, ребенок дошкольного и младшего школьного возраста может поделиться любимой игрушкой, даже подарить что-то своему избраннику или избраннице, а уже через несколько минут толкнуть его или ее и крикнуть что-то обидное. Именно так проявляется самозащита, ведь влюбленный ребенок чувствует себя смущенным и беззащитным, и совершенно не понимает, как отнесутся окружающие к его чувствам, поэтому и бросается из крайности в крайность, желая защититься, скрыть свои истинные чувства от чужих взглядов.
2) Поверхностность и фетишизм. Дети влюбляются в образ, то есть во внешние признаки — волосы, фигура, красивая одежда. Чаще всего решающую роль будет играть некая нестандартность. В мой детсадовский период все мальчишки были влюблены в девочку с косичками. В те времена родителям, в массе своей, было некогда возиться с детскими прическами, и все девочки в группе были коротко подстрижены. Понятно что на этом стриженном фоне девочка с косами казалась сказочной принцессой. Личностные данные, черты характера избранника или избранницы ребенок чаще всего не учитывает, ориентируясь сугубо на внешние данные. Очень часто такая особенность сохраняется и во взрослом возрасте, и тогда мы наблюдаем быстрое перескакивание влюбленности с одного объекта на другой, что вытекает в хроническое неумение построить серьезные отношения. Незрелость и перескакивание с одних отношений на другие вполне допустима в раннем детстве, но уже к пубертату человек начинает испытывать физическое влечение, привязанность обретает эротическую окраску, поэтому в этом возрасте так важно, оформлена ли тяга к серьёзным, продолжительным и не поверхностным отношениям.
Как помочь пережить несчастную любовь.
Если ребенок переживает несчастную любовь, что может произойти и в детсадовском возрасте, мудрые родители должны быть готовы поддержать, выслушать, проявить сочувствие и понимание, воздержаться от расспросов и быть очень сдержанными и тактичными в комментариях. Уместно будет рассказать о собственных переживаниях в этом возрасте, но без драматизации, акценты поставить на том, чему вас научил этот первый бесценный опыт, в чем усилил. Ваше спокойное отношение к происходящему и оптимистичный настрой убедит ребенка лучше всяких слов и доводов разума. Ни в коем случае не стоит искусственно «ускорять» процесс исцеления! Мудрые и тактичные родители прекрасно осознают, что каждому человеку свойственна своя скорость горевания, не так ли? Именно в такой острый период переживания эмоциональной травмы членам семьи крайне важно проявить терпение и ни в коем случае не выражать досаду: «мол, сколько можно киснуть и переживать - жизнь продолжается». Это усугубит у ребенка ощущение, что он одинок и его никто не понимает, а также усилит в нем чувство разочарования и недовольства собой. Когда первая фаза острого переживания снизится, у ребенка возникнет желание разобраться в произошедшем. Для этого и родителям и детям необходимо научиться различать ключевые понятия - влюбленность и любовь.
Как говорить с детьми о любви?
С детьми можно разговаривать о любви по-разному: рассказывать истории из жизни, обсуждать соответствующие сюжеты в интересных фильмах и книгах, а в беседах с малышами наш лучший помощник - сказкотерапия. Читайте и перечитывайте заново сказки, вместе смотрите и обсуждайте мультики, ведь большинство из них построено на чистых и доступно изложенных историях любви. Красавица Белль сумела за уродливым обликом рассмотреть в Чудовище прекрасного принца, и они так полюбили друг друга, что готовы были спасти друг друга ценой своей жизни. Кстати, красавица Белль преданно любила не только заколдованного принца, но и своего отца.
Оловянный солдатик и Балерина, Русалочка и Принц, Рапунцель и Юджин, Иванушка и Аленушка, Золушка - все они показывают примеры целомудренной и зрелой любви. Прекрасно подходит для разговоров с детьми о любви мультфильм «Холодное сердце» -мы видим, как Эльзе мешали любить страх и недоверие, замечаем, что сестра Эльзы принцесса Анна слишком поторопилась и приняла за любовь влюбленность к Хансу, Принцу с Южных островов, и такая поспешность чуть не стоила ей жизни. Мультфильм «Холодное сердце» показывает нам много разновидностей любви - преданно и отважно любит друзей жизнерадостный снеговик Олаф, готов пожертвовать своими интересами и даже жизнью ради спасения Анны Кристоф, а сама Анна заслоняет собой от смертельного удара мечом любимую сестру.
Пересматривайте мультики и перечитывайте сказки, а потом вместе обсуждайте сюжет и поступки героев: верность друг другу, готовность ждать любимого человека, верить в него, помогать ему, и главное - настойчивое преодоление тяжестей и препятствий на Пути к Мечте. Совместные просмотры и обсуждения правильно настраивают детей к восприятию реальных отношений. Стихи и классическая литература подойдут для детей, которые настроены лирически, хорошие фильмы - для детей постарше.
Детская влюбленность: формы проявления и реакция родителей.
а) Дергание за косички и дразнилки. Реакция родителей: подсказать ребенку, что знаки внимания можно оказывать не только подобным образом. Ведь малыш, скорее всего, испытывает такие чувства впервые и пока еще не знает, что с этим делать. Поэтому использует нехитрый способ привлечь к себе внимание того, кто нравится.
б) Влюбленность в родителя противоположного пола. Реакция родителей: ребенок учится любить и принимать любовь. Психологи считают, что он тянется к тому из родителей, который не подавляет его индивидуальность: мама для мальчика, отец для девочки. При этом ребенку нужно пояснить, что мама и папа уже поженились, но не стоит пресекать его желание быть внимательным к родителю. Ведь это станет фундаментом здоровых отношений в собственной семье, когда малыш вырастет.
в) Признание в любви к сверстнику. Реакция родителей: необходимо быть предельно внимательными и острожными, ведь ребенок делится с ними самым сокровенным. Чтобы его не обидеть, не стоит выражать свои эмоции в виде насмешки. Вызвать недоверие способна даже неосторожная улыбка родителей. Нужно принять тайну как полагается – с видом заговорщиков.
г) Желание «жениться» или «выйти замуж». Реакция родителей: это детское желание не что иное, как стремление чаще быть рядом с объектом своей любви. Не стоит акцентировать внимание на детских словах о свадьбе, но можно предложить дружить с объектом внимания.
д) Участие в ролевых играх. Реакция родителей: влюбленность проявляется в ролевых играх малышей в «дочки-матери» и «семью». Они позволяют маленькому человечку определять свой полоролевой стиль общения. Девочки учатся стилю поведения, характерному для взрослых женщин. Мальчики стремятся вести себя как мужчины. Родителям важно задуматься о том, как лучше всего вести себя с малышом, чтобы в будущем не винить себя в его неспособности строить нормальные взрослые отношения. К примеру, ненавязчиво подсказывать, как можно красиво ухаживать за девочкой или мальчиком. Или купить цветок или игрушку для подружки или друга своего ребенка из детского сада.
Советы для родителей маленьких влюбленных.
· Относитесь к чувствам своего ребенка с уважением и вниманием.
· Не ревнуйте ребенка к объекту его любви.
· Если чувство безответное, помогите малышу справиться с тоской. Научите его преодолевать разочарования.
· Если ребенок копирует привычки и поведение объекта любви, помогите ему не терять свое «я».
· Влюбленность рискует перерастать в желание подчинять. Объясните ребенку, что у каждого человека есть право на собственные желания и интересы.
· Создавайте такую атмосферу, чтобы ребенок делился с вами мечтами и тайнами.
· Личным примером показывайте, что любовь – это светлое, доброе и чистое чувство. Это поможет ребенку в будущем создавать такие же отношения в своей семье.
Детская любовь - это начало начал. Первые отношения даже в юном возрасте помогают научиться жить в соответствии с важными человеческими ценностями. И если не ранить детские чувства и самолюбие, это станет качественным вкладом в психосексуальное развитие ребенка и в его будущую личную жизнь.