Замечания и предложения относительно Регламента по организации летнего отдыха детей
В связи со скандальной кампанией по летнему оздоровлению севастопольских детей городское правительство, вроде как, должно было сделать организационные выводы. Одним из таких выводов стал Приказ Департамента образования и науки города Севастополя от 20.06.2022 года № 733-П, которым был утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Организация отдыха детей в каникулярное время» (далее – Регламент).
Общественная организация «Севастопольские мамы», ознакомившись с содержанием указанного приказа, еще в июле 2022 года обратилась в Депобр со своими предложениями и замечаниями.
Так согласно п.1.1 Регламента он разработан, в том числе с целью устранения избыточных административных процедур (действий), однако, учитывая, что Регламент насчитывает более 60 страниц, он является информативно перегруженным, зачастую, очевидными всем вещами. Такой Регламент способен запутать не только обычных граждан, но и специалистов, которым придется по нему работать и его применять.
Например, зачем регламентировать время беседы со специалистом, как он должен себя вести при беседе по телефону и на приеме, учитывая, что данные моменты урегулированы правилами деловой этики поведения, а у государственных служащих имеется целый Кодекс этики и служебного поведения?
Целесообразно ли регламентировать срок ожидания в очереди в п. 2.13, требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, к месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению текстовой информации о порядке предоставления такой услуги в п.2.15? Более того, одна и та же информация попросту дублируется. Так, п.2.7 Регламента полностью дублирует по содержанию п.2.2, только информация подана в виде таблицы.
Вместе с тем, непонятно с какой целью в п.2.2.1 Регламента указано, что Федеральной налоговой службе могут быть запрошены сведения о заключении или расторжении брака. Как влияет наличие или отсутствие этого статуса на предоставление путевки?
По мнению организации, в п.2.8 Регламента необходимо добавить еще одно основание для отказа в приеме документов – пропуск срока подачи документов, так как в Регламенте указаны сроки подачи заявок для категории «талантливые и одаренные» (с 1 января по 30 апреля) и так называемых «иных льготных категорий» (с 01 мая по август). Что следует делать с документами, поданными, например, в сентябре-декабре, в Регламенте не указано.
Пункт 2.9 Регламента содержит одно из оснований отказа в предоставлении услуги – отсутствие внутреннего приказа о распределении путевок между Департаментами. Как на это основание могут повлиять заявители? Обычно основания отказа в предоставлении услуги связывают с действиями самого заявителя, а не третьих лиц, на которые заявитель не может никак повлиять. Также остается непонятным, как же будут распределяться путевки между Департаментами, в каком процентном оотношении? Ведь именно из-за распределения путевок 70 на 30 между талантливыми и иными льготниками было создано нешуточное социальное напряжение в городе.
В конце п.2.13 Регламента появляется словосочетание «Уполномоченный орган», но нигде в Регламенте ранее не расшифровывается, что это за орган. Далее по тексту Регламента еще несколько раз повторяется это словосочетание.
Пунктом 2.14 Регламента закреплено, что датой регистрации заявки, поданной через МФЦ, является дата передачи такой заявки из МФЦ в ведомство, при этом срок передачи может достигать 2-х рабочих дней. Указанный пункт Регламента, по мнению организации, не обеспечивает абсолютно равные условия для всех заявителей.
Ну и самое главное.
Согласно положениям ст. 8 города Севастополя от 09.02.2015 № 114-ЗС «Об обеспечении прав детей, проживающих в городе Севастополе, на отдых и оздоровление» (далее – Закон № 114-ЗС) талантливыми и одаренными детьми являются – победители и призеры международных, всероссийских, межрегиональных, региональных, городских, муниципальных, районных, школьных олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований, спартакиад.
Однако в п.2.6 Регламента указано, что в случае, если ребенок относится
к категории «талантливые и одаренные дети», необходимо представить наградной материал победителей и призеров международных, всероссийских, межрегиональных, региональных, городских, муниципальных, районных, школьных олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований, спартакиад, а также смотров и иных мероприятий в сферах образования и науки, культуры и искусства, спорта, отличники учебы, лидеры детских общественных организаций, отличившиеся в социально полезной деятельности, волонтеры, заслужившие награды в социальной сфере.
То есть указанным положением Регламента активных школьников фактически приравняли с талантливыми и одаренными, что противоречит вышеуказанным положениям ст. 8 Закон № 114-ЗС.
Следует отметить, что общественная организация «Севастопольские мамы» совсем не против активных в социальной сфере школьников, наоборот, всячески поощряет лидерство и волонтерство. Но если школьник не является победителем или призером международных, всероссийских, межрегиональных, региональных, городских, муниципальных, районных, школьных олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований, спартакиад, как это указано в Законе № 114-ЗС, то он не может считаться такой льготной категорией, как «талантливые и одаренные дети», а соответственно получить путевку за счет городского бюджета, даже при наличии объемного портфолио с грамотами и благодарственными письмами за социально полезную деятельность.
Другими словами, если победитель/ призер олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований, спартакиад еще и социально активен, то это только увеличивает его шансы на получение путевки, а если школьник только лишь осуществляет социально полезную деятельность, то это замечательно, но недостаточно для получения путевки за счет городского бюджета.
В этой публикации перечислены не все замечания и предложения организации относительно нового Регламента по организации летнего отдыха детей, только основные. Но Депобр, в своем ответе (который готовился больше месяца) смог выдавить из себя лишь одно предложение, мол, Регламент разработан в соответствии с региональным законодательством и согласован с иными органами исполнительной власти.
Ну что ж, предстоящая кампания по летнему оздоровлению севастопольских детей покажет жизнеспособность этого Регламента, а также выдержку обычных граждан и специалистов, которым придется по нему работать и его применять.
Автор: юрист СРОО "Севастопольские мамы" Елена Меченкина.