1-е сентября – волнительное и радостное событие для каждой семьи, где растут будущие первоклашки. Но не для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Как же тут без Департамента образования и науки г. Севастополя, где не понаслышке знают, а главное умеют усложнять и без того нелегкую жизнь родителей детей с инвалидностью. Бесцеремонно выгоняют из детских садов (vk.com/wall-144356724_319500). Закрывают целый специализированный детский сад (vk.com/wall-144356724_339288), делая это якобы с благими намерениями. Выгоняют одних, чтобы места хватило другим.
3-го апреля начался приём заявлений на зачисление в 1-й класс. Благодаря последним изменениям в законодательстве, данная процедура существенно упростилась и стала более-менее прозрачной. Но, несмотря на это, родители будущих первоклассников всё равно переживают и спешат подать документы в первую очередь. Не исключением стали пять семей, воспитывающих детей с РАС, интеллектуальными нарушениями. Каково же было удивление родителей, когда в специализированной школе у них не стали принимать документы. Даже выдали письменный отказ и послали… куда подальше (в Департамент образования). А причина отказа у большинства была следующая: «документы не могут быть приняты в образовательной организации по следующей причине: в связи с набором учащихся 12 человек, реализацией программы «вариант 1». В этом году в 1-м интернате в зачислении было отказано целому коррекционному классу, а отбор учеников основывался на состоянии здоровья - в пользу более здоровых, по мнению чиновников, детей. А куда тогда деваться детям с программой «вариант 2»? Как же право на образование без дискриминации, гарантированное Конституцией и федеральными законами? – Нет, не слышали. И знать не знаем.
Также возникают вопрос: почему количество мест в специализированной школе не соответствует количеству выпускников из детских садов?
Ребенок с ОВЗ не внезапно «падает на голову» чиновникам из образования. О его существовании становится известно задолго до начала обучения в школе. Особенный дошкольник несколько раз проходит специальную комиссию (ПМПК): как минимум, перед зачислением в детский сад и перед школой. Учится в дошкольном учреждении в среднем 4-5 лет, и даже состоит на особом учёте в Департаменте образования. Для этого там существует аж целый отдел со всякими важными специалистами и начальником, получающим весьма нескромную по меркам средней зарплаты рядового труженика в Севастополе.
В этот самый «отдел», занимающийся образованием детей-инвалидов, и обратились родители после получения отказа в приёме документов. Со слов чиновников, дети-инвалиды с программой «вариант 2» не имеют права учиться в коррекционной школе для детей с умственной отсталостью с юридической точки зрения. Вот как завершится реорганизация ГБДОУ «Детский сад №19» с ГБС(К)ОУ «Общеобразовательной школой-интернатом №1», так может быть примут. Но это не точно.
Отвергнутых детей обещали «взять на карандаш» и обязательно позвонить, как появятся места (если они появятся и если не забудут, конечно). А пока рекомендовали подать документы в обычную школу, запереть ребенка в 4-х стенах на домашнее обучение и ждать. Можно, конечно, попробовать обучение в одном классе вместе с другими детьми, но не в этом случае. Далеко не каждый ребенок с ОВЗ может учиться в массовой школе. И чиновники из Департамента об этом прекрасно знают.
Для того чтобы особенный ребенок обучался совместно с другими детьми, должны быть созданы специальные условия. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка. Но немаловажно, чтобы остальные дети и их родители были готовыми принять необычного ученика. К сожалению, в большинстве случаев это не так. Часто дети с ОВЗ и инвалидностью становятся объектом насмешек и издёвок, или ещё чего похуже. Примером тому служит недавний инцидент в одной из севастопольских гимназий, где трое одноклассников склонили ребенка с ОВЗ к сексуальным действиям в школьном туалете. На данную ситуацию очень интересно отреагировали власть имущие, частично обвинив во всём мать пострадавшего ребенка. А что будет с неговорящим ребенком с нарушением интеллекта, учись он в таком классе? Страшно и подумать.
Виною всему являются устоявшиеся стереотипы, отсутствие милосердия и толерантности к инвалидам в современном обществе, как у обычных людей, так и у чиновников, а порою и педагогических работников. Вместо реальной помощи, семьи с инвалидами зачастую сталкиваются с большим количеством преград, омерзительным отношением и тотальным непониманием.
Когда же вы, застрахованные от инвалидности, начнете прислушиваться к мнению особых семей, учитывать их потребности и начнёте по-настоящему работать для ВСЕХ людей без исключения? Когда перестанете изолировать детей-инвалидов и их семьи от социума? Кто вам дал право определять судьбу ребенка с ментальной инвалидностью, ставить на нём крест, закрывать дома, лишая возможности учиться, социализироваться, получить посильный трудовой навык? Будущее особого ребенка зависит от той помощи, что он получил на протяжении всего детства!
Надеемся, что справедливость и закон восторжествуют. Ну, а пока мы имеем лишь только разговоры «о важном». И надеемся, что севастопольская прокуратура и федеральные надзорные органы дадут квалифицированную оценку бездействия севастопольского Департамента образования, который грубо попирает права самых уязвимых детей - детей с инвалидностью и ОВЗ.
#севмамы #детиинвалиды #департаментобразования #севастопольскиемамы #вместемыможембольше