Весной и в начале лета 2023 года льготные категории граждан г. Севастополя столкнулись с массовыми отказами в предоставлении путевок в детские оздоровительные лагеря по причине того, что дети льготных категорий оздоравливались в предыдущем году, со ссылкой на положения нового постановления Правительства Севастополя от 27.04.2023 № 213-ПП и приказа Департамента образования и науки города Севастополя от 28.04.2023 №559-П.
Однако, НА МОМЕНТ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ОБ ОТКАЗЕ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПУТЕВОК, положения действующей на тот момент ч.2 ст. 6 Закона города Севастополя №114-ЗС от 9 февраля 2015 года «Об обеспечении прав детей, проживающих в городе Севастополе, на отдых и оздоровление» предусматривали, что путевка либо компенсация части ее стоимости предоставляется в качестве меры государственной поддержки на одного ребенка один раз в течение календарного года.
Таким образом, постановление Правительства Севастополя от 27.04.2023 № 213-ПП и приказ Департамента образования и науки города Севастополя от 28.04.2023 №559-П весной и в начале лета 2023 года, НА МОМЕНТ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ОБ ОТКАЗЕ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПУТЕВОК, противоречили ч.2 ст. 6 Закона города Севастополя №114-ЗС от 9 февраля 2015 года «Об обеспечении прав детей, проживающих в городе Севастополе, на отдых и оздоровление», противоречили нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 4 ГК РФ по общему правилу акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. В соответствии с п. 2 этой статьи ГК РФ к отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после его введения в действие.
Таким образом, действия Департамента образования и науки города Севастополя, выразившиеся в отказе в предоставлении государственной услуги со ссылкой на положения постановления Правительства Севастополя от 27.04.2023 № 213-ПП и приказа Департамента образования и науки города Севастополя от 28.04.2023 №559-П незаконны, поскольку положения указанного Приказа и Постановления начали действовать только после его вступления в силу со дня его официального опубликования и не распространяли свое действие на отношения, возникшие до его принятия.
По данному факту СРОО «Севастопольские мамы» обращались в городскую прокуратуру с жалобой на действия Департамента образования и науки города Севастополя.
Согласно ответу начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры города Севастополя Харцызовой Н.М. от 01.06.2023 года, в результате проведенной проверки установлена правовая коллизия между положениями Закона города Севастополя №114-ЗС от 9 февраля 2015 года «Об обеспечении прав детей, проживающих в городе Севастополе, на отдых и оздоровление» и положениями Порядка, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 27.04.2023 № 213-ПП и приказа Департамента образования и науки города Севастополя от 28.04.2023 №559-П https://vk.com/sevmamacom?w=wall-144356724_348525.
Однако, должностным лицом, осуществлявшим прокурорскую проверку, в нарушение ст. 22 ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" не были опротестованы противоречащие закону правовые акты, путем обращения в суд с требованием о признании таких актов недействительными.
Наоборот, Губернатор города Севастополя и Председатель Законодательного Собрания города Севастополя были проинформированы о необходимости принятия безотлагательных мер по урегулированию отмеченной правовой коллизии путем корректировки Закона города Севастополя №114-ЗС от 9 февраля 2015 года «Об обеспечении прав детей, проживающих в городе Севастополе, на отдых и оздоровление».
Как итог, 23.06.2023 года Законопроект о признании утратившей силу ч.2 ст. 6 Закона города Севастополя №114-ЗС от 9 февраля 2015 года «Об обеспечении прав детей, проживающих в городе Севастополе, на отдых и оздоровление» был принят депутатами Законодательного Собрания города Севастополя сразу в двух чтениях https://sevzakon.ru/view/pressa/allnews/vtoroj_sozyv/..
По словам депутата - главы парламентского комитета по образованию, науке, культуре и спорту Елены Глотовой, законопроект разработан в связи с необходимостью усовершенствовать механизм распределения путевок в детские оздоровительные лагеря за счет бюджета города Севастополя, а также учесть принцип адресности и критерии нуждаемости при получении мер государственной поддержки в сфере отдыха и оздоровления.
- Принятие настоящего проекта закона обеспечит социальную справедливость при предоставлении льготным категориям детей путевок в детские оздоровительные лагеря города Севастополя в рамках ограниченных объемов денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения данных бюджетных обязательств, что позитивно повлияет на правоотношения в сфере государственного обеспечения отдыха и оздоровления детей. Реализация проекта закона не будет иметь отрицательных социально-экономических последствий, - сказала Елена Глотова.
Таким образом, с подачи должностного лица, осуществлявшего прокурорскую проверку, не только не были опротестованы противоречащие закону правовые акты, путем обращения в суд с требованием о признании таких актов недействительными, а наоборот, были внесены изменения в закон, имеющие отрицательные социально-экономические последствия для огромного количества семей, где воспитываются льготные категории детей, в том числе: дети с ограниченным возможностями здоровья, дети из многодетных семей, дети из малоимущих семей, дети, состоящие на диспансерном учете, а также талантливые и одаренные дети.
При этом, внесение подобного рода изменений в Закон города Севастополя №114-ЗС от 9 февраля 2015 года «Об обеспечении прав детей, проживающих в городе Севастополе, на отдых и оздоровление» противоречит части 2 статьи 55 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
А согласно ч.4 ст. 67.1 Конституции РФ дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.
Кроме того, согласно Указу Президента РФ от 29.05.2017 N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства", принятому в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, а также согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р, принятому во исполнение указанного Указа, основными целями проводимых мероприятий в указанный период являются:
- укрепление и охрана здоровья детей;
- создание благоприятных условий для гармоничного развития детей;
- выявление и государственная поддержка одаренных детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- увеличение охвата детей различными формами активного детско-юношеского туризма;
- создание банка лучших региональных практик по организации отдыха и оздоровления детей.
Более того, исходя из содержания все той же ст. 4 ГК РФ, принятые изменения не распространяют свое действие на отношения, возникшие до их принятия, а значит массовые отказы в предоставлении путевок в детские оздоровительные лагеря весной и в начале лета 2023 года по причине того, что дети льготных категорий оздоравливались в предыдущем году, остаются все такими же незаконными.
Таким образом, огромное количество севастопольских детей льготных категорий стали заложниками некомпетентности и бездушия местных чиновников, депутатов, а также надзорного ведомства.
На основании изложенного, Севастопольская региональная общественная организация «Севастопольские мамы» от имени и по поручению севастопольских семей с детьми обратилась к главе государства и детскому омбудсмену РФ с просьбой оказать содействие в восстановлении права всех льготных категорий севастопольских детей, перечисленных в Законе города Севастополя №114-ЗС от 9 февраля 2015 года «Об обеспечении прав детей, проживающих в городе Севастополе, на отдых и оздоровление», на ежегодное оздоровление за счет бюджета.
Автор: юрист СРОО "Севастопольские мамы", руководитель проекта «Ваше право» Елена Меченкина.
#севмамы #оздоровлениедетей #севастопольскиемамы #вместемыможембольше #помощьюриста