Делаем уроки с гиперактивным ребенком

Языки

Вы здесь

Делаем уроки с гиперактивным ребенком.

Севастопольская региональная общественная организация многодетных семей "Нас много" при поддержке Фонда президентских грантов и активнейшей помощи СРОО "Севастопольские мамы" продолжает реализацию благотворительного проекта "Внимание, непоседы!". Наш проект направлен на всестороннюю информационную, психодиагностическую, психокоррекционную, психолого-педагогическую помощь и поддержку детей с СДВГ и их семей.

Этой статьей мы продолжаем цикл публикаций, посвященных проблематике СДВГ и информирующих общественность об этом психоневрологическом расстройстве.

Сегодня в фокусе нашего внимания очень интересная и важная тема. На носу начало учебного года, и родители уже морально готовятся к битве с домашними заданиями. Делать уроки с гиперактивным ребенком – задача не из простых. Подвижность, невнимательность, отвлекаемость, отличающие такого школьника, часто вызывают раздражение и растерянность у родителей. И правда, постоянно адресуемое ребенку «Будь внимательнее!» никак не помогает ему, частые перерывы в работе незначительно влияют на ситуацию, предварительное решение заданий в черновике полно ошибок и быстро приводит к утомлению. Хорошо, что существует система последовательных шагов, помогающая делать уроки с гиперактивным ребенком без ссор, правильно и эффективно по времени.

До того, как рассказать, какие это шаги, важно обратить внимание на характер трудностей, которые испытывает гиперактивный школьник. У гиперактивных детей ослаблен тормозящий контроль головного мозга. Говоря другими словами, возникающие в нервной системе импульсы (например, сосредоточение в ответ на посторонние шумы, возбуждение вследствие процессов обмена в организме) не оттормаживаются, а реализуются в поведении.

Тормозные процессы дозревают с возрастом, и к 16-24 годам (оценки экспертов здесь расходятся) достигают своей нормальной силы. При этом в школьном возрасте их незрелость приводит к тому, что ребенок действительно не может сохранить спокойную постоянную позу, непоседлив, и ему трудно удерживать внимание на чем-либо одном. Избыточная двигательная активность в свой черед быстро приводит к утомлению, которое выражается в рассеянности, несосредоточенности, порой – вялости ребенка.

Также у гиперактивных детей отстают в развитии функции программирования головного мозга. Это выражается в том, что ребенку трудно определиться, что сделать вначале, а что потом, сложно придерживаться заданного плана действий (ребенок его как бы «забывает», перестает на него ориентироваться), у него не вырабатываются привычки проверить себя и следить за временем. Таким образом, объективные особенности функционирования головного мозга гиперактивных детей делают учебу и выполнение домашних заданий для них более сложными и требующими участия родителей.

Но не стоит терять надежды: родители вполне могут помочь детям преодолеть этот непростой этап созревания психических функций, не выполняя за них всю работу и не контролируя каждый шаг. Обучая ребёнка самоорганизации, мы учим его навыкам, которые пригодятся не только в школе, а будут использоваться всю жизнь. Как?

1. Выберите день, в который вы начнете готовить уроки с ребенком в новом формате. Основная цель участия родителей в выполнении домашних заданий – формировать у ребенка навыки планирования и самоконтроля. Помощь в освоении знаний и получении хороших отметок, контроль за успеваемостью также важные задачи родителей, при этом упор следует сделать на постепенное развитие в ребенке умений вникать в материал, придерживаться инструкции, следить за ходом работы, проверять результат. Это требует терпения, доброжелательности и прежде всего – времени родителей.

Определите день, когда вы можете посвятить достаточно времени урокам. Поддерживайте хорошее, спокойное настроение. Напоминайте себе, что ребенок не всегда будет таким невнимательным, непоседливым и требующим вашей включенности в его школьные дела – со временем он научится самостоятельности и собранности. Если вы чувствуете, что устали, недомогаете, имеете много дел именно на сегодня – выберите другой день, чтобы начать.

2. Мотивируйте ребенка быть собраннее до ухода в школу. Для гиперактивных детей свойственно записывать не всё домашнее задание. Выяснение уже дома того, что было задано, посредством звонков мамам и ребятам из класса, отнимает ценное время и силы, дезорганизует приготовление уроков. Поэтому важно настроить ребенка с утра на то, чтобы домашнее задание было записано.

Хорошо обратиться к нему с такой фразой:
«Представляешь, я узнала, как можно быстро сделать домашнее задание! Здорово! Мне понравился способ! Сегодня попробуем, чтобы успеть погулять, и можем поставить рекорд по времени! Потом расскажем об этом друзьям! Для этого от тебя нужно только одно – записать всё домашнее задание. У нас получится! Хорошего тебе дня в школе и помни - записать всё!». Если дома вы обнаружите, что снова часть домашнего задания отсутствует, восполните пробелы привычными способами. Некоторым детям требуется время и несколько напоминаний, чтобы начать вести себя по-другому.

3. Вместе с ребенком оцените весь объем домашней работы, определите последовательность, в которой будут выполняться уроки. Разместитесь рядом с ребенком за его рабочим столом. При необходимости уберите со стола все ненужное. Попросите достать из портфеля дневник и обсудите, что задано на завтра. Напомните ему, что сегодня вы начинаете делать уроки по новому способу и пробуете ставить рекорд по времени. Заранее приготовьте часы, покажите их ребенку и предупредите, что ради интереса вы будете замерять потраченное время, но торопиться не надо. Важно работать спокойно и так хорошо, как он может работать. Позвольте ребенку самому выбрать, с какого предмета начать. Обговорите, какой урок будет выполняться вторым, третьим, в последнюю очередь. Ваш разговор с ребенком может иметь такой характер: «Приступим! Достань, пожалуйста, дневник. Так у нас на завтра три урока задано. С какого начнем?»

4. Помогите ребенку понять первое задание. Выбрав первый предмет, засеките время и попросите прочитать задание вслух. Переспросите ребенка, что нужно сделать, внимательно выслушайте его объяснения. Если ребенок медлит с ответом или выдает дежурное «я не понял», попросите прочесть задание повторно и повторно задайте вопрос. Воздержитесь от ответа за него, предоставьте ребенку необходимое время для того, чтобы он своими словами рассказал, что от него требует задача. Обращение взрослого может быть таким (на примере математики): "Открывай учебник, я засекаю время. Прочитай условие задачи вслух. Что говорится в условии? А что требуется найти? Еще раз повтори вопрос, который задан в задаче (в математике гиперактивные дети часто забывают вопрос задачи, хорошо понимая при этом, что дано, поэтому именно на вопрос следует обратить особое внимание). Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? А что требуется для этого? Что мы найдем сначала?"

5. Поддерживайте ребенка в ходе выполнения задания. Начните выполнять задание. Лучше сначала проговорить вслух, что именно нужно написать, и только после этого выполнить действие в тетради. Иногда случается так, что ребенок, правильно проговорив действие вслух, сразу забывает то, что сказал, и не может ничего записать. Здесь родителю важно повторить ребенку то, что было им произнесено. Подбодрите ребенка ласковой просьбой: «Проговаривай, как пишешь. Какое действие следующее? 25 + 76 сколько будет?». После того, как задание выполнено, эмоционально поощрите ребенка, поддержите его. Поощрение должно следовать за усилием, оно помогает гиперактивному ребенку поддерживать концентрацию и чувствовать себя успешным: «Вот это да! Мы уже первую задачу решили, а прошло только 7 минут! Так мы быстро все сделаем!»

6. Дайте ребенку короткую передышку при необходимости. Если после выполнения первого задания вы заметили, что ребенок начал часто отвлекаться, суетиться, делать ошибки – позвольте ему немного отдохнуть. Предложите ему встать и подойти к окну, пройти умыться в ванную, выпить воды на кухне. Пауза нужна совсем короткая, чтобы рабочий настрой ребенка сохранился.

7. Аналогично выполните второе задание: помогите понять условие, поддержите выполнение, оцените время. Перейдите ко второй задаче, засеките время. Попросите ребенка пересказать условие, выделить вопрос, в завершении спросите его, сделал ли он все действия, которые вы обсуждали в начале как необходимые для ответа на вопрос. Похвалите его.

8. После выполнения одного урока устройте перемену и дайте ребенку награду. После того, как выполнен один урок, организуйте перемену на 10-15 минут. Во время нее лучше подвигаться, размяться, выполнить простые физкультурные упражнения (попрыгать на скакалке, погонять мяч, полазить по шведской стенке). Перемена исключает пользование телевизором, планшетом или телефоном, чтение книги также не должно в нее входить.

Похвалите ребенка и предложите ему символический приз - например, что-нибудь вкусное. Завершив перемену, переходите ко второму уроку. Если во время работы над ним, вы заметите, что ребенок снизил темп или утомился, спросите его, может ли он продолжать работу или лучше передохнуть минут 5? Такой мини-отдых помогает вернуть сосредоточенность.

Эту последовательность шагов лучше выполнить с ребенком 5 – 7 раз. После этого попробуйте чуть ослабить свое участие в процессе выполнения домашнего задания. Обговорите с ребенком условие задания и ход решения, при этом оставьте его самого писать действия, например, отлучившись из комнаты «для телефонного звонка». Незаметно для ребенка понаблюдайте, сосредоточенно ли он работает или отвлекается на посторонние дела. В последнем случае вернитесь и возьмите контроль за решением на себя. Дети по-разному осваивают новые способы поведения: кто-то делает это быстро и легко, а кто-то медленно и с трудом. Поддерживая в ребенке ощущение собственной успешности, позитивно отмечая его усилия, подчеркивая достигнутые результаты, вы сформируете в нем умение сосредоточенно работать с учебным материалом и контролировать себя.

Очень важно чтобы родители и педагоги были настоящими помощниками детям с СДВГ и участниками коррекционного процесса. Наши совместные усилия принесут много пользы. Ждем вас в проекте!

Автор статьи: клинический психолог, руководитель проекта «Внимание, непоседы!», психолог СРОО МС "Нас много" и СРОО "Севастопольские мамы" - Светлана Боровая.

#яжпсихолог #семейнаяпсихология #вниманиенепоседы #сдвг #насмного #севастопрльскиемамы #севмамы #вместемыможембольше #фпг #фондпрезидентскихгрантов

Оказать помощь