Андрей и Елена прожили вместе 25 лет. 17 июня 2022 года он погиб

Языки

Вы здесь

Андрей и Елена прожили вместе 25 лет. 17 июня 2022 года он погиб – у острова Змеиный. Андрей был вторым электромехаником на спасательном буксире «Василий Бех». Эта трагедия до сих пор отзывается в наших сердцах. В память о нем и о всех погибших в тот день Елена рассказала эту историю. Мы публикуем её в Общественном проекте "Солдат, тебя ждут дома!" , созданном СРОО МС "Нас много" вместе с Фондом президентских грантов.

Андрей закончил Одесскую «мореходку» - так называют Морскую академию. Это было 40 лет назад. Он получил направление на Дальний Восток, затем вернулся в Севастополь и работал в объединении «Гидронавт» (Севастопольская база специального подводного флота и экспериментальных аппаратов «Гидронавт»). С 2002 года стал ходить в море по контракту, рассказывает жена.

Он был с «Василием Бехом» с его первого дня и до последнего. Андрей принимал судно в Астрахани в 2016 году (тогда буксир был спущен на воду еще под именем «СБ-739»). Вместе они были в Египте и Ливии, Алжире, дважды - в Сирии. За Сирию Андрей был награжден медалью как ветеран боевых действий третьей категории. В 2017 году судно открывало парад в Тартусе в честь дня ВМФ – буксир шел за возглавляющей парад подводной лодкой. Вы можете увидеть его на кадрах из личного архива семьи и репортажа телеканала «Звезда».

Это было гражданское судно. Несмотря на то, что относился буксир к Черноморскому флоту, они выполняли гражданскую работу - помогали судам, терпящим бедствие, тушили пожары на воде, эвакуировали раненых, занимались снабжением. Однако для вражеских ракет нет ни военных, ни гражданских. Пятнадцать месяцев назад «Василий Бех» и его моряки стали жертвами попадания вражеской ракеты. У острова Змеиный погибли 11 человек, еще 12 были ранены. На территории военной части аварийно-спасательного отряда был открыт памятник погибшим членам команды буксира.

Это лишь сухие строчки, сводка новостей. За ними – то, что Андрей и Елена прожили вместе 25 лет. Для обоих это был не первый брак. Однако именно в нем оба нашли то, что искали – своего человека, преданность и верность, счастье.

«Как я справлялась после?» - спрашивает Елена. – «Занимала себя делами». Просто нужно что-то делать – чтобы не думать об этом, когда все вещи и фотографии, запахи, словечки, их места и их общие привычки – всё напоминает о нём. Силы заговорить об этом Елена нашла только через год. Она стала участницей нашего проекта и сама вызвалась рассказать эту историю. Потому что память и любовь сильнее смерти.

Оба они из Севастополя. Закончив «мореходку», Андрей вернулся обратно в свой город. Когда он познакомился с Еленой, оба были уже взрослыми, ей было 28, ему – 35, у каждого были свои дети. Они встретились у общей знакомой – праздновали Восьмое марта. Это был 1996 год – было трудно. Люди выживали, вспоминает Елена. Но даже в самые трудные времена обязательно нужен отдых, праздник. Вскладчину устроили стол, наготовили еды…

«Он должен был скоро вылетать во Вьетнам», - рассказывает женщина. – «Мы вышли перекурить, и он спросил: «Ты будешь меня ждать?». А я ответила, что буду. Я тогда развелась с мужем, была свободна, мы с дочкой были одни».

Мама Елены умерла, когда ее внучка пошла в первый класс, отец – еще раньше. Бывший муж оказался совсем не таким человеком, каким она себе его представляла, когда надевала на палец кольцо. Они действительно были тогда одни, в эти тяжелые 90-е. А девочке был нужен отец.

Сильных женщин уважают. Но быть такой нелегко. И когда у Елены появилось надежное плечо рядом, она почувствовала, как всё изменилось. «Он был мужчиной. Хозяином. Все сразу починил и отремонтировал, сразу сложились хорошие отношения с дочерью», - вспоминает Елена. – «А еще – такой спокойный и уравновешенный. Я могла полностью на него положиться, мне было спокойно, что человек меня не предаст. За ним я была как за каменной стеной. Я смогла быть матерью и женой, просто ждать его из долгих рейсов».

Сначала была благодарность и уважение. Настоящая, крепкая любовь, которую проверило время, пришла позже. И именно она осветила жизнь обоих. «Это был МОЙ человек». – Подводит итог Елена. – «Помните, как у Экзюпери? Любовь – это смотреть не друг на друга, а в одном направлении. Так он всегда говорил. И мы смотрели в одном направлении».

Сейчас ей вновь пришлось вспомнить, каково это – быть сильной женщиной. «Пришлось вспомнить, кем я была», - говорит Елена. У нее уже нет слез, в её голосе – сталь. Твердый стержень помогает ей жить, ведь у нее есть дочь и внуки. Один из них, Ярослав прожил с ней всю жизнь, был воспитан Еленой и Андреем. Скоро юноше 17, он учится в колледже на повара и занимается спортом. «Он называл моего мужа дедушка, но тот был ему как отец. И я уверена, что Ярослав возьмет за основу своей жизни модель нашей семьи, где каждый занимает своё место: муж – добытчик, жена - хозяйка, и оба уважают друг друга», - рассказывает наша героиня.

Елена – бабушка трижды. Еще у нее есть 13-летняя внучка Ева и маленький Валера, ему 4 года. «Это моя семья». – Говорит женщина. – «То, что осталось от моей семьи после гибели мужа».

В Севастополе она родилась и выросла, в Севастополе – полюбила. Она – мать и бабушка, её дочь и внуки живут здесь. Севастополю она отдала самое дорогое.

«Родина для меня – это Севастополь. Это мой город, моя страна. За что я его люблю? Тяжело сказать определенно. Маму любят не за что-то, а потому что она – мама. Так и город. Его любят за то, что в нем родились, любят улочки его и памятники, его язык. Его любят просто потому, что любят», - заканчивает она.

И нет больше слов, чтобы измерить найденное и отданное здесь. Нет слов, чтобы выразить величину этой жертвы и этой любви. Поэтому мы просто будем помнить. Будем помнить всегда. Потому что память сильнее смерти. Текст: Валерия Пищугина

#солдаттебяждутдома #насмного #сроонасмного #фондпрезидентскихгрантов

Оказать помощь