СРОО "Севастопольские мамы" продолжает реализацию благотворительного проекта "Внимание, непоседы!"

Languages

You are here

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у подростков. Признаки и симптомы

Севастопольская региональная общественная организация многодетных семей "Нас много" при поддержке Фонда президентских грантов и активнейшей помощи СРОО "Севастопольские мамы" продолжает реализацию благотворительного проекта "Внимание, непоседы!". Наш проект направлен на всестороннюю информационную, психодиагностическую, психокоррекционную, психолого-педагогическую помощь и поддержку детей с СДВГ и их семей. Этой статьей мы продолжаем цикл публикаций посвященный проблематике СДВГ и информирующих общественность об этом психоневрологическом расстройстве.

СДВГ – один из самых распространенных синдромов нарушения поведения у детей. Основными компонентами нарушения являются импульсивность, слабая концентрация внимания, гиперактивность.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это неврологический диагноз, проявления которого не поддаются произвольному контролю со стороны ребенка. В мире, по разным оценкам, им страдают от 10% до 30% детей. Достаточно распространено мнение, в том числе и среди специалистов, что это исключительно детская болезнь, якобы, к 12-13 годам ребенок ее перерастает. Однако проводимые в мире исследования, показывают, что это не так. Стойких и заметных улучшений, вплоть до полного исчезновения признаков СДВГ следует ожидать к 18-21 годам.

Как правило, симптомы СДВГ, снижающие качество жизни ребенка, проявляются гораздо раньше. Большинство пациентов клинического психолога или психиатра, которые первый раз пришли на диагностику, – это дети дошкольного и раннего школьного возраста. Конечно, бывает, что легкие формы СДВГ обнаруживаются и позже, у подростков 12-16 лет, но чаще всего в этих случаях поводом обратиться к врачу становятся не характерные симптомы СДВГ, а что-то другое: например, депрессия, тревожность или нарушения сна. При возрастании академических нагрузок к старшим классам у подростков (в большей степени у девочек) может усилиться дефицит внимания, что приводит к академическим проблемам. И психолог впервые диагностирует СДВГ. Это большая редкость, как правило, диагноз СДВГ ребенок получает лет в 5-8.

В подавляющем большинстве случаев клинические проявления синдрома дефицита внимания переходят в подростковый возраст. В период полового созревания, в возрасте 12-14 лет, отмечается повторный всплеск симптомов заболевания. Этот возраст совпадает с пятым возрастным кризисом ребенка – подростковым кризисом.
Симптомы СДВГ у подростков не такие, как у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этом возрасте вместо двигательной расторможенности наблюдается лень, рассеянность, бестактность. Люди с этим диагнозом склонны откладывать важные дела, часто говорят первое, что приходит на ум. При этом они обидчивы и ранимы. Прочных дружеских связей у них, как правило, нет, так как приносить свои извинения за грубые высказывания в адрес собеседника они не умеют. В коллективе сверстников они часто оказываются изгоями.

Симптомы синдрома дефицита внимания у подростков усиливаются в результате гормональной перестройки организма. Юноши и девушки становятся мнительными, им сложно сконцентрироваться и самостоятельно решить простые интеллектуальные задачи. Обострение симптоматики СДВГ в подростковом возрасте также обусловлено повышением социальных ожиданий от индивида, возросшими требованиями со стороны родителей и школы. При этом ребенок демонстрирует одни и те же поведенческие реакции, как дома, так и в образовательном учреждении.

Основные симптомы и признаки СДВГ у подростков:
• ребенок не реагирует на обращенную к нему речь, создается впечатление, что он не слышит учителя, игнорирует просьбы родителей;
• отсутствие порядка и систематизации в личных вещах юноши или девушки;
• подросток часто теряет перчатки, ключи, кошелек, книги, школьные тетради, дневник;
• нетерпеливость, склонность перебивать собеседника;
• болтливость;
• суета при сборах на какое-либо мероприятие;
• совершение подростком огромного количества бесполезных движений (постукивание пальцами по столу, прыжки во время ходьбы, вращательные движения кистями рук);
• отсутствие инстинкта самосохранения и чувства опасности;
• агрессивность;
• обидчивость;
• частые опоздания;
• отсутствие стремления довести начатое дело до конца;
• отсутствие постоянного хобби;
• отказ от участия в творческих видах деятельности;
• признаки формирования различных аддикций (зависимостей).

Врач ставит диагноз СДВГ, если признаки патологии у подростка наблюдаются в течение 6 месяцев. Единичные признаки не рассматриваются как патологические черты. При истинном синдроме у подростка будут наблюдаться 6 и более признаков синдрома.

В медицине и клинической психологии выделяют 3 типа СДВГ:
• СДВГ, основная симптоматика которого связана с импульсивностью;
• гиперактивность, которая проявляется в немотивированной агрессии, конфликтности, девиантном поведении;
• комбинированный тип, в котором сочетаются симптомы первых двух разновидностей СДВГ.

Все три типа СДВГ в подростковом возрасте также проявляются несколько по-другому, чем у детей помладше.

Импульсивная форма синдрома проявляется в склонности подростка следовать сиюминутным желаниям. Из-за необдуманных поступков отношения индивида с друзьями и родственниками портятся. Частые конфликты в межличностных отношениях и отсутствие взаимопонимания с родителями приводят к тому, что юноши и девушки становятся замкнутыми, теряют веру в себя и свои силы. Малейшая неудача или замечание выводят их из себя. На почве неудач у ребят с СДВГ может снижаться самооценка. Подростки могу начать беспокоиться за свое будущее; сомневаться в том, что у них будет счастливая и успешная жизнь. Некоторые ребята, сталкиваясь с проблемами, могут начать испытывать подавленность, а иногда и депрессию.

Гиперактивная форма недуга проявляется в слабой концентрации произвольного внимания, небрежности при выполнении школьных заданий. Также встречается потребность «сбегать» из школы или дома, бесцельно бродить по улице, участвовать во всевозможных уличных акциях не вникая в их суть, ради «движухи». Также может появиться тяга к экстремальным видам спорта либо антисоциальному поведению.

Комбинированная форма СДВГ может проявляться в виде апатии, хронической усталости, ранимости, болезненного восприятия критики, плаксивости.

Рекомендации, соблюдение которых, позволит и родителям и подростку структурировать жизнь и научиться справляться с задачами
• Настройтесь на то, что от вас зависит многое. Это ваш ребенок, и, каким бы он ни был, ваша родительская задача любить и принимать его таким, каким он родился. Ребенку с СДВГ любви и принятия нужно больше в разы.

• Фокусируйте внимание (свое и ребенка) на том, что у него получается, на его успехах и возможностях. Это укрепляет самооценку, дает возможность верить, что он справится с задачами, которые возникают.

• НЕТ физическому наказанию! – должно стать девизом и собственным (родительским) запретом. Отношения нужно выстраивать не на страхе, а на доверии. Только вы сможете поддержать своего ребенка, которому трудно в силу своих особенностей, поэтому он не должен бояться физических наказаний. Это создает дополнительное напряжение и тревогу, а также лишает его опоры.

• Все запреты должны быть оговорены и аргументированы. То, что нельзя, должно оставаться таким в любых ситуациях. Здесь речь идет о последовательности и постоянстве, а также о понимании четких рамок, на которые, опять же, будет опираться ребенок.

• Несмотря на то, что ребенок имеет функциональные нарушения, все же он способен выполнять поручения и нести ответственность. Поэтому, обязательно обсудите с ним его домашние обязанности, которые должны соответствовать возрасту ребенка. Не выполняйте за него то, что он по каким-то причинам не сделал, будьте терпеливы и настойчивы.

• Обязательное правило: единство требований. Все члены вашей семьи должны придерживаться одной линии поведения, думаю, объяснять почему, будет лишним.

• Родитель: образец, модель, пример для своего ребенка, поэтому вы должны быть вдвойне терпеливы, сдержанны и спокойны. Ваш ребенок – импульсивен, он с трудом контролирует свои реакции, поэтому ваша задача – научить его этому, ну а как можно научить чему-то, не обладая такими навыками? Если не справляетесь с эмоциями, обратитесь за помощью.

• Дети с СДВГ часто не могут адекватно оценить время, необходимое для выполнения задания, поэтому определите отрезок времени, в течении которого задание может или должно быть выполнено. Например: «Это займет у тебя всего 30 минут, если начнешь прямо сейчас». Если дело важное или срочное, а ребенок теряет внимание, необходимо возвращать его, целенаправленно и терпеливо. Таймер – это то, на что может опираться подросток во время выполнения задания.

• Задания не должны быть длинными и многосоставными, делите их на кусочки, тогда получите меньше сопротивления от подростка. А также не читайте долгих нотаций и наставлений, это бесполезно. Ваши комментарии должны быть короткими и четкими, нести самую суть, иначе ребенок просто их не выслушает до конца.

• Зрительная стимуляция также важна. Пишите записки, говорите «глаза в глаза», возможны карточки для организации или другие напоминалки.

• Нахождение в людных местах, где много раздражителей, очень утомляет и оказывает возбуждающее действие, поэтому, старайтесь, чтобы это длилось не долго, а также, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, снять напряжение после активных мероприятий

• У детей с СДВГ одним из факторов, снижающих стресс, должен быть режим. Старайтесь соблюдать время сна и питания, ведь голод и усталость являются дополнительными раздражителями, даже для здорового человека.

• Не подавляйте повышенную двигательную активность подростка – направляйте ее в нужное русло. Физические упражнения, длительные прогулки, бег и другие активности должны стать частью жизни. Игры на развитие внимания очень полезны.

• Если ребенок еще в том возрасте, когда любит играть, играйте вместе, выбирайте те игры, которые помогут ему структурировать действия, концентрировать внимание или запоминать. Помните, что и у игр есть ограничения во времени, прекращайте их раньше, чем ребенок разозлится или начнет уставать.

• Создайте личное пространство для ребенка. Возможность уединиться, побыть одному, где не будут «доставать» младшие братья или сестры, другие члены семьи, очень важна для всех людей, а для подростка с СДВГ особенно.

• Не поддавайтесь искушению дать ребенку с СДВГ гаджет в руки, чтобы успокоился или не отвлекал вас от дел. Уже все знают, что зависимость от гаджетов серьезная проблема и легче ее предотвратить, чем избавляться. Время для интернета должно быть ограничено, как и у всех детей, а контент должен соответствовать возрасту.

• Познакомьтесь с педагогами, расскажите о трудностях и особенностях ребенка. Очень много проблем создается у подростков в школе, где необходимы те качества (усидчивость и внимание), которые у него в дефиците. Профессиональный педагог должен понимать способы воздействия на таких детей и находить возможность справляться, не прибегая к унижениям и травле (увы, есть и такие случаи). Ваша задача постараться быть с учителем в контакте.

Подросток с СДВГ не виноват в особенностях своего характера и поведения, но он должен понимать, что они отличаются от нормы и стараться контролировать себя, работать над собой. Только так получится преодолеть проблемы, интегрироваться в общество, избежать проблем в взрослом возрасте.

И последнее, но не маловажное. Изучайте проблему, сейчас уже есть много литературы для родителей, которая написана понятным языком. Проблема возникла «не вчера», есть много наблюдений, выводов и методик. Кому как не вам знать все особенности вашего ребенка, его сильные стороны, способности и слабости. Именно в этом вам поможет наш проект!

Автор статьи: клинический психолог, руководитель проекта «Внимание, непоседы!», психолог СРОО МС "Нас много" и СРОО "Севастопольские мамы" - Светлана Боровая.

#яжпсихолог #семейнаяпсихология #вниманиенепоседы #сдвг #насмного #севастопрльскиемамы #севмамы #вместемыможембольше #фпг #фондпрезидентскихгрантов

Оказать помощь