СРОО «Севастопольские мамы» от имени многодетных семей направит соответствующее обращение к высшим должностным лицам города

Языки

Вы здесь

Проведя уже 3 семинара в рамках реализации проекта «12 метров», который был поддержан Фондом президентских грантов, выяснили, что большинство многодетных семей Севастополя фактически лишены права на улучшение своих жилищных условий и на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Для справки. Департамент капитального строительства города Севастополя (Депкапстрой) принимает граждан на жилищную очередь согласно положениям Закона Севастополя от 26 ноября 2014 года № 134-ЗС «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе» (Закон 134-ЗС).

А на земельную очередь граждан принимает Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ДИЗО) руководствуясь Законом города Севастополя от 27 июля 2016 года № 269-ЗС "О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно" (Закон 269-ЗС).

Так вот, из анализа положений этих двух законов усматриваются разные подходы к условиям постановки многодетных семей на жилищную и земельную очереди в г. Севастополе.

Например, так называемый ценз оседлости по Закону 134-ЗС предусматривает постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, проживающих в городе Севастополе в общей сложности не менее 10 лет. Данное положение содержит фразу «в общей сложности», что позволяет должностным лицам Депкапстроя суммировать сроки постоянной регистрации гражданина в г. Севастополе.

А вот в Законе 269-ЗС отсутствует фраза «в общей сложности» и ценз оседлости сформулирован так – гражданин постоянно проживает на территории города Севастополя в течение 10 лет до подачи заявления о постановке на учет.

На первый взгляд, Закон 269-ЗС, также как и Закон134-ЗС, не содержит указания на непрерывность последовательности срока обязательного постоянного проживания гражданина в г. Севастополе в течение 10 лет до его постановки на учет, поскольку не содержит наречия «10 лет подряд» или прилагательного «последних 10 лет», что означало бы непрерывность последовательности срока, то есть без пропусков и перерывов.

Однако должностные лица ДИЗО толкуют ценз оседлости буквально как непрерывный срок обязательного постоянного проживания в г. Севастополе в течение 10 лет до подачи заявления о постановке на учет, то есть без пропусков и перерывов, исходя из наличия в Законе № 269-ЗС наречия «постоянно».

Такие разные формулировки ценза оседлости, приводят к ситуациям, когда многодетная семья, которую Депкапстрой признал нуждающейся в улучшении жилищных условий, не может реализовать свое право на получение земельного участка.
Примером может служить абсурдная ситуация, что сложилась с многодетной матерью Б., которая постоянно проживает в Севастополе даже не 10, а около 15 лет, но с перерывами, и которая была поставлена на учет и Депкапстроем, и ДИЗО, однако, при наступлении момента выдачи ей земельного участка, она была снята ДИЗО с очереди, в связи с тем, что не проживала постоянно (непрерывно) в Севастополе более 10 лет до подачи заявления о постановке на учет на получение земельного участка.

Также, Депкапстрой отказывает многодетным семьям в постановке на учет, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если супруги зарегистрированы по разным адресам (ситуация многодетного отца И.) или если один из супругов не соответствует цензу оседлости (ситуация многодетной матери К.).

ДИЗО же могут поставить на земельную очередь одного из многодетных родителей, с которым зарегистрированы дети, и который соответствует цензу оседлости, однако, исходя из положений Закона 269-ЗС, постановка граждан на учет на получение земельного участка в ДИЗО находится в прямой зависимости от их постановки на учет в Депкапстрое, в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В подобных ситуациях севастопольские многодетные семьи лишены правовой возможности встать на учет как в Депкапстрое на получение жилья, так и в ДИЗО на получение земельного участка.

Вместе с тем, согласно Закону 269-ЗС, предусмотрен имущественный критерий нуждаемости (менее 12 кв.м. на каждого члена семьи) конкретной многодетной семьи, состоящей из супругов и детей.

Тогда как, согласно Закону 134-ЗС, предусмотрен имущественный критерий нуждаемости не конкретной многодетной семьи (супруги и дети), а членов семьи, к которым Депкапстрой относит еще и проживающих совместно с ними родителей.

Указанные разночтения в законах приводят к ситуациям, когда многодетная семья, которую Депкапстрой признал нуждающейся в улучшении жилищных условий, не может реализовать свое право на получение земельного участка, так как без учета проживающих с многодетной семьей родителей, может оказаться, что на каждого члена семьи приходится более 12 кв.м., а значит, такая семья не соответствует имущественному критерию нуждаемости согласно Закону 269-ЗС и ДИЗО отказывает ей в постановке на учет на получение земельного участка.

Также, Законом 269-ЗС, предусмотрен еще один имущественный критерий нуждаемости многодетной семьи, согласно которому гражданин, его супруг (супруга), несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет не имеют иного земельного участка в собственности либо в пользовании (аренде) и в их отношении не принималось решение о предоставлении (передаче) земельного участка в собственность бесплатно или решение, на основании которого возможно завершение оформления права на земельный участок для индивидуального жилищного строительства в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.

Однако должностные лица ДИЗО толкуют это положение закона буквально, как запрет нахождения в аренде или собственности многодетной семьи любого земельного участка, с любым целевым назначением.

При этом, из анализа положений Закона № 269-ЗС усматривается, что государство предоставляет однократно многодетным семьям в собственность бесплатно земельный участок именно для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), дабы в перспективе такие семьи смогли бы улучшить свои жилищные условия, построив на участке жилой дом. Поэтому, нахождение в аренде или собственности многодетной семьи земельного участка не для ИЖС, не может быть, по мнению общественников, основанием для отказа в постановке такой семьи на земельную очередь.

Существуют также противоречия в сроках признания семьи многодетной.

Дата утери статуса «многодетная семья», на протяжении которого лица пользуются соответствующими льготами, устанавливается Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя (ДТСЗН) в удостоверениях родителей многодетной семьи города Севастополя, и такой датой является дата совершеннолетия старшего из трех детей, а в случае его обучения по очной форме в ВУЗе или колледже, такой статус продлевается ежегодно до 31 августа, но только до достижения ребенком 23 лет, дабы подтверждать справками из учебных заведений сам факт обучения.

В Законе 269-ЗС указано, что многодетная семья считается таковой, даже если старший ребенок из трех, что достиг совершеннолетия, продолжает обучение по очной форме, но до достижения им 23 лет.
Однако существуют ситуации, когда уже совершеннолетний ребенок из многодетной семьи, который еще не достиг возраста 23 лет, оканчивает в середине лета школу или колледж и подает документы на дальнейшее обучение в ВУЗе. В подобной ситуации, в случае, если на середину лета (в период только лишь поступления в ВУЗ) у многодетной семьи подходит очередь на получение земельного участка, должностные лица ДИЗО расценивают это буквально, как утрату статуса «многодетная семья», так как старший совершеннолетний ребенок в семье по факту еще не зачислен в ВУЗ, и снимают такую семью с земельной очереди, хотя этот статус установлен удостоверением ДТСЗН до 31 августа, то есть до конца лета (ситуация многодетной матери Т.).

Указанные ситуации доказывают необходимость принятия мер по разработке единых подходов к применению критерия нуждаемости и к условиям постановки многодетных семей на жилищную и земельную очереди в г. Севастополе.

Учитывая изложенное СРОО «Севастопольские мамы» от имени и по поручению многодетных семей города Севастополя направит соответствующее обращение к высшим должностным лицам города Севастополя с просьбой принятия таких мер.

Без вмешательства высших должностных лиц города в указанную проблему большинство многодетных семей Севастополя будут фактически лишены права на улучшение своих жилищных условий и на получение земельного участка, лишний раз подтвердив утверждение, что закон хоть и есть, но положенное по этому закону многодетные семьи так и не получают.

Автор: руководитель и юрист проекта "12 метров" Елена Меченкина.

#севмамы #12метров #фондпрезидентскихгрантов #севастопольскиемамы #вместемыможембольше

Оказать помощь