Ребенок с СДВГ в школе - рекомендации педагогам
Севастопольская региональная общественная организация многодетных семей "Нас много" при поддержке Фонда президентских грантов и активнейшей помощи СРОО "Севастопольские мамы" продолжает реализацию благотворительного проекта "Внимание, непоседы!". Наш проект направлен на всестороннюю информационную, психодиагностическую, психокоррекционную, психолого-педагогическую помощь и поддержку детей с СДВГ и их семей. Этой статьей мы продолжаем цикл публикаций посвященный проблематике СДВГ и информирующих общественность об этом психоневрологическом расстройстве.
Очень многих родителей, воспитывающих детей с СДВГ, беспокоит школьная успеваемость их чад, взаимоотношения с учителем и одноклассниками. Именно поэтому наша статья сегодня посвящена тому, как сделать обучение ребенка в СДВГ в школе эффективным, успешным и не травматичным. В рамках нашего проекта мы подготовили специальные методички для родителей и для учителей, призванные помочь воспитанию и обучению таких детей. Методички для педагогов будут передаваться родителями-участниками нашего проекта в образовательные учреждения, где обучаются их дети, а также рассылаться по почте в школы города.
Также в декабре в рамках реализации проекта « Внимание, непоседы!» состоялся вебинар "Ребенок с СДВГ в школе. Рекомендации педагогам и родителям". Возможно, не все заинтересованные смогли его посмотреть, поэтому мы прикладываем к этой статье видеозаписи нашего вебинара. Поскольку во время видеотрансляции вебинара был технический сбой в работе социальной сети ВКонтакте, и несколько минут видеолекции могли быть потеряны, мы предлагаем вам некоторые рекомендации для педагогов по работе с детьми с СДВГ в формате статьи. Надеемся, что в новогодние каникулы у всех будет время познакомиться с вебинаром и статьей, ведь правильный психолого-педагогический подход позволит «легче жить» всем участникам педагогического процесса: и учителям, и детям с СДВГ, и их родителям.
Учителя в своей практике достаточно часто сталкиваются с детьми, у которых поставлен диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Современная медицинская статистика свидетельствует о том, что таких детей от 15% до 30% в популяции. Это означает, что в каждом классе по 1-5 таких детей. Но не все учителя достаточно просвещены в вопросе данного заболевания. Отсутствие знания о природе гиперактивности у детей приводит к эмоциональной неустойчивости учителей при взаимодействии с ними. Учителя начинают совершать ошибки во взаимодействии с гиперактивными детьми, так вся система обучения для гиперактивного ученика и его учителя может стать психотравмирующей.
Современный учитель обязан знать, что гиперактивность у детей - это не поведенческая проблема ребенка, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Если бы многие учителя знали, что источники гиперактивности следует искать в нарушениях нервной системы самих детей, а их школьную неуспеваемость несправедливо относить на счет их умственной неполноценности, что поведение таких детей невозможно скорректировать сугубо дисциплинарными методами, то взаимодействие с ними было бы успешным. Учителями бы тщательно планировались коррекционные мероприятия педагогической деятельности в целом.
Эффективные методы работы с детьми, страдающие синдромом дефицита внимания и гиперактивностью:
1) Метод поощрения гиперактивного ученика за выполнение любого даже не значительного задания (заменить 5-ти бальную систему другим эквивалентом, например, марками или жетонами. Важно, чтобы при любом результате ученик получил награду).
2) Создание ситуации, в которой гиперактивный ученик сможет показать свои знания. Актуальным также будет назначить такого ученика ответственным за знания в определенной области.
3) Добавление в урок несколько перерывов активного отдыха для выполнения физических упражнений.
4) При взаимодействии с гиперактивными учениками важно использовать элементы игры, соревнований.
5) Использование индивидуального подхода в учебном плане. Необходимо давать только одно задание. Как только оно будет выполнено, можно приступать к другому заданию.
6) Избегание устных замечаний. Самым сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения для детей, страдающих СДВГ, является прикосновение.
7) Наличие гибкой системы знаковых вознаграждений, введение «Счастливый альбом» или «Радостный дневник», куда будут вноситься только положительные оценки, исключительно только плюсы. Они не могут отниматься или изменяться на негативные отметки.
8)Применение методики блиц-опросов при проверке знаний. Оценивайте только хорошие результаты гиперактивных учеников. У детей с СДВГ хорошая реакция, поэтому они могут спокойно зарабатывать положительные отметки, без риска быть незамеченными.
9) Проблемное обучение. Повышайте мотивацию учеников с СДВГ, давайте больше творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. От степени утомляемости рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
Успешное применение на практике методов и приемов педагогического взаимодействия учителя с гиперактивными учениками заключается в психологической готовности учителя осуществлять индивидуальный подхода к такому ученику, в его знании причин и признаков клинического проявления заболевания СДВГ. Правильный стиль общения создает атмосферу психологического благополучия учителя, которое во многом определяет результативность всей учебно-воспитательной работы.
Гиперактивного ученика можно научить всему, но для этого необходимо создавать ему внешнюю мотивацию. За все виды деятельности, требующие концентрации внимания, его нужно хвалить и вознаграждать. Общей системой поощрения могут пользоваться и родители, и учителя.
Всю ответственность за «невоспитанное» поведение гиперактивных детей в школе учителя перекладывают на родителей таких учеников. Родители гиперактивных детей часто испытывают трудности в общении с учителем, они с опасением относятся к школе, потому что часто слышат одни только жалобы на поведение их ребенка.
Родители ребенка с СДВГ уделяют ему очень много времени и внимания и находятся в постоянном стрессе. Помните об этом.
Чаще контактируйте с родителями гиперактивного ученика, но не жалуйтесь на него, учитель должен оградите своего ученика от бессмысленных наказаний, рассказывайте его родителям об успехах их ребенка, хвалите его, обращайте внимание на его способности. Ваше общение с родителями должно быть доверительным, учитель должен понимать, что проступки гиперактивного ученика не являются умышленными, они предопределены природой заболевания, что без помощи и поддержки взрослых такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями.
Если Вам, как педагогу, нужна помощь в работе с гиперактивным учеником, не стесняйтесь и не геройствуйте, обращайтесь к специалистам: школьному психологу, детскому неврологу. Также специалисты-психологи проекта «Внимание, Непоседы!», всегда готовы придти на помощь педагогам Севастополя. Еще больше информации по СДВГ и рекомендаций по работе с такими детьми в общеобразовательных учреждениях вы можете получить из наших вебинаров и специальных методичек. Помните, что незнание вопросов правильного взаимодействия учениками с СДВГ ведет к ошибкам в Вашей работе и психо-эмоциональному истощению.
В наступившем 2024 году мы желаем взаимопонимания педагогам и родителям детей с СДВГ, а также иметь силы и возможность реализовывать правильный психолого-педагогический подход в непростом деле воспитания наших Непосед.
Автор статьи: клинический психолог, руководитель проекта «Внимание, непоседы!», психолог СРОО МС "Нас много" и СРОО "Севастопольские мамы" - Светлана Боровая.
#яжпсихолог #семейнаяпсихология #вниманиенепоседы #сдвг #насмного #севастопрльскиемамы #севмамы #вместемыможембольше #фпг #фондпрезидентскихгрантов