Сегодня поговорим о правах и льготах детей с ОВЗ и инвалидов в сфере образования.

Языки

Вы здесь

В рамках реализации СРОО «Равные возможности» проекта «Равные права», поддержанного Фондом президентских грантов, в течение года на регулярной основе будут публиковаться статьи просветительского характера относительно отдельных вопросов, связанных с инвалидностью.

Сегодня поговорим о правах и льготах детей с ОВЗ и инвалидов в сфере образования.
Так, российское законодательство предусматривает право ребенка на получение образования независимо от состояния здоровья, а государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует последним создание необходимых условий для его получения.
При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия их родителей (законных представителей) обеспечивают организацию обучения таких детей на дому. Основанием для организации обучения детей-инвалидов на дому являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утвержден Приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. № 436н.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися (использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья).
Для того, чтобы ребенку в образовательной организации были созданы указанные специальные условия обучения и воспитания, необходимо предоставить заключение психолого-медико-педагогической комиссии (подробно о ПМПК будет освещено в следующей публикации).
Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается именно ПМПК. Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в специальных условиях обучения.
Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи. Автоматически статус «ребенок с ОВЗ» не подтверждается и исчезает, если при переходе из дошкольного учреждения в школу, либо из начального звена школы в среднее ребенок не прошел ПМПК и не подтвердил этот статус.
Статус ОВЗ как в школьном, так и дошкольном возрасте дает:
1. право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;
2. право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;
3. по окончании 9 и 11 класса право на выбор сдачи государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме государственного выпускного экзамена (упрощенная форма) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания);
4. право на бесплатное 2-х разовое питание в школе;
5. к детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания на протяжении всего периода обучения;
6. право на выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК, как в образовательном учреждении по месту жительства, т. е. обычной общеобразовательной организации, так и в специализированном учреждении для детей, имеющих те или иные нарушения развития;
7. право на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития и неразглашении ее третьим лицам, не участвующим в процессе образования детей.

Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Такие отдельные образовательные организации создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с интеллектуальным нарушениями, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ.
Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Обучающиеся не проживающие в таких организациях, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием, а те, кто обучается на дому, получают денежную компенсацию.
Кроме того Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает для детей-инвалидов следующие льготы:
1. получение государственной социальной стипендии, т.е. денежной выплаты, назначаемой в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ (статья 36 Федерального закона);
2. освобождение от родительской платы за присмотр и уход за детьми-инвалидами, за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (статья 65 Федерального закона);
3. организация обучения на дому или в медицинских организациях (статья 66 Федерального закона);
4. право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджета (статья 71 Федерального закона);
5. право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по не имеющим государственной аккредитации за счет бюджета в пределах установленной квоты (статья 71 Федерального закона).
6. лица, признанные инвалидами I, II или III группы, после получения среднего профессионального образования или высшего образования, вправе повторно получить профессиональное образование соответствующего уровня по другой профессии, специальности или направлению подготовки за счет бюджета (статья 79 Федерального закона).

Статья подготовлена юристом проекта "Равные права" Елена Меченкина

#сроо_равные_возможности #РавныеВозможности #поддержкасемей #Равные_права_

Оказать помощь